Между тем на одном из казахстанских сайтов уже появился форум тех, кто устал от жизни и планирует добровольно шагнуть в неизвестность.
Авторы постов на форуме разделились на два лагеря: одни пишут, что мечтают покончить со всеми своими проблемами одним махом – пулю в висок или таблеток наглотаться. Кому-то проще повеситься, пока дома никого нет. "У меня на душе плохо, я все время плачу. Хочу умереть", – пишет одна девушка. Другая ей вторит: "Хочу умереть красиво". Здесь еще много рассказов о том, как больно и тоскливо жить. Есть на форуме и те, кто сожалеет, что у них не получилось попасть на небеса в первый раз. К счастью, есть в этой теме и те, кто пытается вернуть к жизни отчаявшихся людей.
– Кто-то считает, что если человек сообщил всему миру о своем желании уйти, то он никогда этого не сделает, мол, это его попытка привлечь к себе внимание, – говорит суицидолог Екатерина Миронова. – Однако это не всегда шантаж. Бывает, люди действительно настроены серьезно. Вот почему на таких сайтах должны анонимно работать психологи.
По словам Мироновой, в Казахстане часто проводятся различные совещания и семинары, на которых обсуждается проблема суицида. На таких встречах постоянно говорят, что без помощи психологов ситуацию не выправить, и каждый раз призывают специалистов заходить на различные сайты под вымышленными никами и заниматься с группой риска. Однако денег на подобную работу не выделяется, а бесплатно психологи вытас-кивать людей из петли не хотят.
– Любую интернет-площадку можно использовать как средство по предупреждению суицидов, – продолжает Миронова. – Большинство НПО выигрывают гранты на различные соцпроекты, активно проводят лекции, "круглые столы", но почему бы просто не нанять психологов, которые бы в режиме онлайн оказывали помощь? Думаю, еще нужно привлекать к этой работе родителей, потерявших ребенка в результате суицида. Статистика неумолима: сегодня Казахстан занимает лидирующие позиции в рейтинге по количеству доведенных до конца самоубийств. Как говорит Екатерина Константиновна, причин, толкающих к самоубийству, множество: социальные проблемы, кредиты, нежелательная беременность, проблемы в вузах, одиночество и даже боязнь ЕНТ. Так, в минувшую среду полицейским Астаны пришлось долго уговаривать 21-летнего парня спуститься с крыши девятиэтажного дома. На высотку он влез от безысходности: молодой человек не мог трудоустроиться.
– Ему не дают работу из-за судимости, – говорит лечащий врач отделения медицинского центра проблем психического здоровья Астаны Зульфия Мурсакина.
– Кроме этого, я считаю, что он хотел привлечь к себе внимание. Пару лет назад эксперты ЮНИСЕФ провели в Казахстане опрос, результаты которого показали, что готовность совершить суицид среди наших соотечественников очень высока. 90% человек на момент анкетирования находились в состоянии депрессии и тревожности.
– Хотя сегодня в Астане ситуация ровная, мы наблюдаем снижение фактов суицида, – комментирует Екатерина Миронова.
– Как только кабинеты экстренной психологической помощи были выведены за пределы психиатрических клиник, отчаявшиеся люди стали чаще обращаться к психологам. Мы пытаемся им помочь и объяснить, что жизнь – это подарок Всевышнего, а когда человек накладывает на себя руки, он бросает этот подарок в лицо Богу. На самом деле все можно изменить, пока ты жив.