Шестой месяц 2015 года продемонстрировал не самые впечатляющие цифры продаж новых автомобилей — с площадок официальных импортёров ушло 8 891 транспортное средство (легковые + коммерческие автомобили), что на девять с небольшим процентов хуже итогов мая (9 781 единиц).
«На фоне вялого июня очень неплохо смотрится казахстанский производитель. Отечественные заводы, подстегнув в мае продажи своей продукции благодаря программе льготного кредитования, удержали фактически такую же долю и в июне. Продажи чуть упали, но не так сильно. Если ещё до старта госпрограммы, реализуемой Банком развития Казахстана, в апреле доля казахстанского производителя на авторынке достигала порядка 12–13 %, то в мае и июне держалась на отметке 27 % — машины локальной сборки стали продаваться в два раза лучше», - пишут специалисты сайта kolesa.kz.
В то же время аналитики свели цифры за первое полугодие. В целом рынок новых автомобилей демонстрирует отрицательную динамику — официальные продажи сжались до 30% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
«Серый рынок», по словам специалистов, сильно угас. По данным МВД, первичных регистраций в первом месяце лета было совершено меньше всего за эти полгода — на счету частников порядка 3 310 реализаций. В феврале, к примеру, в самый пик активности ввоза автомобилей из России этот показатель превышал 17 000. В целом же серый импорт сократился более чем на 61 % в соотношении между I и II кварталом 2015 года.
Снижение интереса у казахстанцев к автомобилям из России отмечается с марта месяца, когда российский рубль укреплялся по отношению к доллару США, а в салонах дилеров начали действовать новые прайс-листы.
Долгосрочная программа льготного автокредитования официально стартовала 20 апреля 2015 года в поддержку отечественного автомобильного производства. Суть программы в привлекательной эффективной ставке — не более 7.5 % — и револьверной системе. Правительством было выделено 15 млрд тенге, которые по возвращении от граждан будут вновь выдаваться населению в виде таких же кредитов. Заявка, выдача и погашение кредита осуществляются через шесть банков второго уровня по всему Казахстану. Первые автомобили по программе льготного автокредитования клиенты получили 5 мая 2015 года. На сегодняшний день реализовано более 2 500 машин.
26 мая 2015 года свободному ввозу автомобилей из стран ЕАЭС был положен конец. На ввозимые транспортные средства ввели ограничения такие же, как и на машины, ввозимые из стран, не входящих в ЕАЭС: Евро-4, ДХО, Isofix и прочее.
С 8 июля 2015 года с целью ограничения свободной реализации новых автомобилей из стран ЕАЭС было введено обязательное лицензирование всех участников рынка, имеющих возможность подтвердить свой официальный статус. Компаниям, не имеющим подтверждающих документов и, соответственно, лицензий, продажа автомобилей из ЕАЭС объявлена вне закона.