В Казахстане сменили руководство всего силового блока: что будет дальше

И оно началось. Погоны с сиятельных плеч полетели, словно осеняя листва. Причем некоторые обладатели звезд первой величины отправились не на пенсию, а прямиком в следственные изоляторы. Был взят под стражу глава КНБ Карим Масимов. За своим шефом последовали его заместители - Ануар Садыкулов, Даулет Ергожин, а также Марат Осипов. Был снят с должности и арестован бывший министр обороны РК Мурат Бектанов. В настоящее время он проходит в качестве подозреваемого в уголовном деле по статье «бездействие по службе». В Генеральной прокуратуре также произошли изменения – сначала на должность заместителя Генерального прокурора был назначен Улан Байжанов, а затем переменил место работы и сам Генпрокурор Гизат Нурдаулетов. Сегодня стало известно об отставке министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева.

На вопросы корреспондента медиа-портала Caravan.kz о грядущих реформах казахстанского силового блока и перспективах этого начинания ответил ветеран войны в Афганистане полковник запаса Сергей Пашевич.

- Что можно ждать от смены руководства и от других мер, принимаемых в силовых ведомствах?

- В Казахстане очень долго говорили о кадровом резерве, о том, что он будет хорошо подготовлен. Недавние события показали, что кадры оказались не готовы. Существующий кадровый состав был подготовлен как раз теми людьми, которые своими действиями или бездействием повергли страну в пучину январских событий. Люди, которые отбирались, отбирались таким образом, чтобы они ничего не меняли ни в системе власти, ни в системе безопасности страны. Саму структуру силовых ведомств, я считаю, особо менять не надо. Зачем проводить постоянные реформы, которые не достигают цели? У нас, как появляется новое веяние, так проводят очередную реформу. Например, я считаю грубейшей ошибкой было сделать армию контрактной. Во-первых, это очень затратно. Во-вторых, не следует набирать в такую армию всех без исключения с улицы. В контрактной армии должны служить те, кто прошел срочную службу и понимает, что она собой представляет – служба эта. Кроме того, солдат должен быть все время при деле; если солдат предоставлен самому себе, то начинается такое явление как дедовщина. Там, где солдат занимается боевой подготовкой – дедовщина не возникает.

- Каким вы видите реформирование органов КНБ?

- Я могу рассказать, как формировались внутренние органы раньше - в КГБ, к примеру. Структура подготовки сотрудников была такой: сначала потенциальный сотрудник должен отслужить в армии, далее оканчивал вуз, приходил на предприятие, работал в коллективе какое-то время. Спустя некоторое время ему поступало предложение, в котором говорилось, что он подходит для службы в органах КГБ. Далее, после прохождения специальных курсов, ему давали старшего лейтенанта. К этому моменту ему было уже не менее 25 лет. Он становился штатным сотрудником местных органов государственной безопасности. В институтах и вузах обычно работали бывшие сотрудники КГБ, они уже среди студентов подбирали подходящие кадры. Те, кто шел туда служить, работали не столько за зарплату, сколько за совесть. Вот, примерно, так было все устроено в советское время. Сейчас, к сожалению, нынешнее поколение зачастую мыслит не так. Служба в органах безопасности страны видится нынешней молодежи не как долг перед отечеством, не как жизненный путь, а как получение привилегированного положения с возможностью получения разного рода поощрений, наград, которые даются не столько за реальные заслуги по службе, сколько иным, думаю, всем понятным путем. Служить современные карьеристы шли ради выгоды. В результате такого отношения в итоге мы получили январские события.

Что касается каких-то реформ в КНБ, то многие говорят, что надо пограничную службу переводить под ответственность Министерства обороны. Я не вижу в этом смысла. Также звучали идеи объединить регулярные войска и внутренние войска - считаю, это бессмысленно. Ведь у каждой структуры свои специфические задачи. Даже взять боевую подготовку – у всех она разная именно из-за отличия задач, которые стоят перед тем или иным ведомством. А если всех подряд отправлять в подчинение Министерства обороны, то ничего хорошего из этого не выйдет. 

- Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы в силовых структурах?

- Вообще краеугольная проблема силовых структур Казахстана — это в первую очередь кадровый голод. Это касается и КНБ, и полиции, и армии, и т.д. Кадры причем нужны не абы какие, а профессионально подготовленные. А кто их будет готовить? – спросите вы. А я отвечаю: на пенсии сейчас много профессионалов старой закалки – ветеранов различных ведомств и структур. Они обладают уникальным опытом и знаниями, которыми могут поделиться. Они могут поделиться своим видением решения основных проблем и нюансов подготовки новых кадров. Например, как можно брать на службу в полицию человека, который не служил в армии и не знает о службе ровным счетом ничего? Сейчас срочно надо находить мотивированных ребят, причем они должны стремиться именно приносить пользу обществу, государству и ведомству, в которое идут служить. Личное обогащение ни в коем случае не должно быть мотивом поступления на службу в тот или иной государственный орган. Коррупция — это страшная беда, и возникает она среди тех, кто неправильно мотивирован и имеет своей целью не служить обществу, а обворовывать его. А для правильной мотивации нужны грамотные профессиональные наставники. Кроме установки, должен быть профессионализм и полное понимание своих задач. Это касается любой службы. Если вы приходите на государственную службу, вы служите государству и народу, а не себе и своему карману.

 Я уже говорил, что нельзя брать людей с улицы на работу в силовые структуры.  Поясню: во время службы в армии у мужчины закаляется характер. Человек, прошедший службу, более собран и ответственен в своих словах и поступках. Вырабатываются настоящие мужские качества. Такой сотрудник будет безразличен к дорогим вещам, гаджетам и взяткам. Именно такой самоотверженный и ответственный человек в силовых ведомствах проявит себя наилучшим образом. Когда такими кадрами будут укомплектованы все силовые структуры, тогда у нас госслужащих будут больше уважать. И все казахстанцы будут чувствовать себя по-настоящему защищенными, - сказал в заключение Сергей Пашевич.