Помните, президент страны дал поручение правительству об удвоении ВВП к 2030 году? Именно дефицит денег делает такое поручение сомнительным. Одна из причин этого - различие во взглядах на экономику в правительстве и в Нацбанке, считает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Деньги в стране есть. Но не для всех. Вот данные Нацбанка: за январь-апрель 2024 года все банки страны дали экономике кредитов на 30,6 млрд тенге. Вроде нормальные деньги и можно жить. На самом деле большую часть этих денег взяли не предприятия, а граждане. Мы с вами. Всего населению банки дали 17,5 млрд тенге. Это 57% всех кредитов. Явно больше половины.
5,5 млрд – кредиты на ипотеку. То есть на покупку жилья. И почти 11 млрд (!) на потребительские цели: купить машину, телефон, холодильник, на всевозможные тои и праздники.
Предприниматели смогли получить только 13 млрд тенге. Это очень мало. Из-за нехватки денег наши заводы и фабрики не могут купить новое оборудование и технологические линии. Поэтому производительность казахстанца обычно в 2-4 раза ниже, чем в развитых странах. Значит и заработок обычного казахстанца будет меньше без возможности роста, а цена на казахстанские товары будут выше.
Причина, почему банки любят давать кредиты населению, и не хотят помогать бизнесу, проста. Это процент. Иначе – цена денег. Тот же самый Нацбанк говорит, что средняя ставка вознаграждения для юридических лиц – то есть предприятий – 17,8%. Значит можно кредит найти и за 15%, но есть и больше, чем за 20% годовых.
Это очень дорого. Особенно когда начинается новый проект, у предприятия еще нет доходов, и не будет в ближайшие 3-5 лет, но платить по кредитам надо уже сейчас, иначе стройка встанет, оборудование не приедет, электричество не подведут.
Обычные люди платят банкам по кредитам больше: средняя ставка вознаграждения для физлиц 20%. Кредит на 1 месяц стоит уже 33,8%. А чтобы платить минимум – 19,9% - надо взять кредит на год-два. Давать потребительские кредиты населению для банков просто выгоднее.
В Казахстане очень высокие ставки по кредитованию. Обычно банковская ставка тесно связана с инфляцией. Эти два показателя разнятся на 1-2%, но в общем друг друга повторяют.
По данным Бюро нацстатистики в апреле годовая инфляция составила 8,7%. Против 9,1% по итогам марта. Это значит, что Нацбанк в принципе может опустить ставку до 10-12%.
Базовая процентная ставка, ставка рефинансирования или ключевая ставка — это процентная ставка, используемая центральными банками для установления ставок по кредитам, в том числе потребительским. Грубо говоря, базовая ставка, это цена денег. Банки часто используют базовую ставку для определения процентной ставки, которую они будут взимать с заемщиков, и могут корректировать ставку в зависимости от риска, связанного с кредитом. В Казахстане кроме кредитов базовая ставка определяет доходность депозитов.
"Допустим базовая ставка установлена на уровне 14,75%. Банк может использовать эту ставку в качестве ориентира для определения процентной ставки по ипотечному кредиту. Затем они могут корректировать ставку в большую или меньшую сторону в зависимости от риска, связанного с кредитом, например, кредитной оценки заемщика и размера первоначального взноса. Так, для заемщика с низким уровнем риска, имеющего хорошую кредитную историю и большой первоначальный взнос, банк может предложить ипотечный кредит под 15,5% годовых. С другой стороны, заемщик с высоким уровнем риска, имеющий более низкую кредитную историю и меньший первоначальный взнос, может получить предложение по более высокой ставке, например, 24%", - рассуждает экономист Андрей Чеботарев.
Высокая ставка увеличивает прибыль банков, улучшает финансовую стабильность. Для вкладчиков более высокий уровень ставки значит большую доходность по депозитам и государственным ценными бумагам. Низкая ставка увеличивает объем заимствований и расходов, снижает стоимость заимствований и повышает конкурентоспособность.
В Казахстане сейчас одна из самых высоких базовых ставок в мире, и она не смогла понизить инфляцию, та стала снижаться вместе с мировой и стабилизацией курса, а потребительские кредиты, то есть потребление только выросло. Зато базовая ставка повлияла на кредитование экономики, которое сокращается.
Влияние базовой ставки на экономику называется трансмиссионным механизмом. По аналогии с автомобильной трансмиссией, когда от двигателя движение передаётся на колеса. В Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года указано: «Одним из ключевых вызовов для денежно-кредитной политики Национального Банка на текущем этапе является недостаточная степень воздействия базовой ставки на макроэкономические параметры. Большинство каналов денежно-кредитной трансмиссии в Казахстане не функционирует эффективно по тем или иным причинам».
Что происходит с машиной, у которой не исправна трансмиссия? Она не едет: двигатель работает, а колеса не крутятся. И это одна из основных причин того, что базовая ставка работает недостаточно эффективно в Казахстане.
Мы задрали базовую ставку с начала войны на Украине. Тогда же резко стала расти инфляция на фоне ослабления курса тенге до 512 тенге. Это произошло при резко растущей ставке. Позже курс застыл, а потом тенге и вовсе стал укрепляться, что послужило одной из основных причин снижения инфляции. Одновременно снизилось давление мировых цен. Нацбанк стал опускать ставку только спустя полгода после начала замедления инфляции, хотя ставка регулирует будущее условия.
Через 12-18 месяцев Нацбанк прогнозирует инфляцию около 7% (а зампред мечтает о 5%, даже на футболке так написал). Это значит, что текущая базовая ставка должна регулировать именно её — но у нас ставка 14,75%!
Почему на последнем заседании ставку не снизили и чего боится Национальный банк? Уже не раз звучали из официальных источников и от лояльных регулятору экспертов о том, что сейчас нельзя снижать ставку из-за роста тарифов и теперь паводков, которые приведут к увеличению государственных трат.
Годовая инфляция на апрель составила 8,7%. Главным образом инфляция росла за счет роста цен на услуги. То есть тарифы. Она скакнула сразу до 13,5%. Потому что выросли тарифы на водоотведение (на 43,6%), холодную воду (36,9%), отопление (на 33,5%), горячую воду (на 31%), вывоз мусора (на 30,7%) и электроэнергию (на 29%).
При этом продуктовая инфляция составила всего 6,3%.
Все тарифы находятся в руках правительства. Значит оно определяет какой будет инфляция завтра.
Так сколько стоят деньги в Казахстане. Это показывает реальная базовая ставка. Это базовая ставка минус инфляция.
Считается, что реальная ставка, стимулирующая экономический рост, – около 2%. Все что выше – экономику давит. В развитых экономиках стараются держать реальную ставку около нуля. Иногда она уходит даже в минус.
Сегодня в Казахстане реальная ставка 6,05%. И это одна из самых высоких ставок в мире, считает Андрей Чеботарев. Выше, чем у нас ставка сейчас в России, Мексике, Коста-Рике, Бразилии, Уганде, Кении, Грузии.
Слишком дорогие деньги не позволяют экономике развиваться. Предприятиям не выгодно брать кредиты. В третьем квартале прошлого года банки получили от крупного бизнеса только 170 кредитных заявок!
Доля одобренных кредитных заявок снизилась для всех видов предпринимательства — на 34% для малого бизнеса, на 37% для среднего бизнеса и на 51% для крупного бизнеса.
При этом потребительское кредитование растёт.
Без денег никакая экономика не растет. У нее нет кредитного импульса. Чем можно заместить эти деньги, если поставлена задача поднимать экономику? Только деньгами из бюджета. Поэтому правительство разразилось массой государственных проектов по стимулированию экономики типа «Наурыз» от «Отбасы банка», «Сильный АПК» от минсельхоза и строительство транспортных коридоров от минтранспорта. А так как денег в бюджете не все эти хотелки уже не хватает, то сразу возникает желание открыть национальную кубышку – Нацфонд - и взять денег оттуда. А там, недалеко до распечатывания и Пенсионного фонда.
Почему так себя ведут правительство и Нацбанк? Это происходит из их разных задач. Нацбанк контролирует эмиссию денег. Его задача обеспечить ценность валюты. В нашем случае тенге. Он регулирует стоимость денег в экономике для обеспечения стабильности цен, отвечает за уровень инфляции и обеспечивает стабильность финансовой системы. И для этого у него в принципе не так много методов.
У правительства цели другие. Оно должно обеспечить экономический рост управляя всей экономикой. Рост можно стимулировать налогами и тарифами. Рынок можно защищать или наоборот открывать его для импорта. Министерства и их предприятия закупают товары на рынке. Стимулировать потребление через помощь бедным. Давать кредиты или обеспечение для нового строительства. Пока это все у нашего правительства не получается. А задание увеличить экономику в два раза министры уже получили. Зато есть бюджет и внебюджетные фонды.
Очень хочется верить, что здравый смысл победит правительство и Нацбанк найдут общий язык и начнут работать вместе.