В Казахстане сегодня популярной становится критика в адрес России - СМИ

Об имеющихся в этом плане проблемах и возникающих казусах журналисты издания Central Asia Monitor с руководителем аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения Российской академии наук (РАН) Станиславом ПРИТЧИН.

 

 

- К сожалению, определенные антироссийские тенденции в общественном мнении Казахстана в последнее время проявляются все чаще и чаще, становясь заметной частью общественной дискуссии. В таких условиях единственно возможной реакцией России на подобные проявления антироссийских настроений остается налаживание конструктивного диалога между экспертами, лидерами общественного мнения двух стран, - сказал Притчин.

Также эксперт прокомментировал бурные высказывания некоторых ведущих политических ток-шоу российского ТВ по поводу соглашения между РК и США об американском транзите в Афганистан через порты на Каспии. 

- С одной стороны, понятна крайне острая и негативная реакция у вас на подобные заявления российских журналистов. С другой стороны, если бы широкая аудитория в РФ имела возможность слышать заявления казахстанских лидеров общественного мнения в отношении России, знала суть и содержание их претензий, то, я думаю, реакция российского общества была бы не менее острой и негативной. Казахстан здесь в определенном смысле «спасает» элемент несбалансированности в информационном освещении. У нас о вашей стране в практическом плане известно не так уж и много. Даже проживающие на границе с Казахстаном российские граждане зачастую не знают, чем он отличается, например, от Кыргызстана.

При этом он отметил, что на политическом уровне Казахстан является для России очень важным партнером (и наоборот), но вот, например, в плане продвижения своего имиджа в России у Казахстана есть заметные пробелы. В такой ситуации и там, и у там появляются отдельные блогеры, журналисты и даже политики, спекулирующие на каких-то проблемных аспектах. Кто-то делает достаточно провокационный вброс, а дальше начинается цепная реакция, и уже с другой стороны следует информационная «ответка».

- После известных событий в Украине со стороны России на самых разных уровнях (от политиков до блогеров) время от времени декларируется необходимость аннексии северных территорий Казахстана. Этот регион действительно представляет стратегический интерес для России? Насколько, с вашей точки зрения, возможно повторение сценария Крыма и Донбасса в северных областях Казахстана? 

- Считаю, что вопрос звучит не совсем корректно. Основной шум был вокруг попавшего в Сеть заявления фракции либерально-демократической партии на закрытом заседании комитета (Госдумы) по внешней политике. Причем сам комитет не поддержал позицию ЛДПР, то есть это не является его официальной позицией. После чего внешнеполитические ведомства наших стран тоже сделали несколько заявлений относительно того, что все существующие соглашения о государственной границе подписаны, ратифицированы и не подлежат пересмотру.

На сегодняшний день, по мнению Притчина, позиция отдельных блогеров отождествляется с официальной точкой зрения всей страны. Но не стоит забывать, что в России проживают 150 миллионов человек, и среди них немало таких, кто пытается добиться популярности любыми возможными способами. В том числе и за счет вброса каких-то вещей провокационного свойства. Но к реальной политике это никакого отношения не имеет.

Также спикер признает, что ЕАЭС пока работает не так идеально, как хотелось бы. Но анализ истории других интеграционных проектов, например, того же Евросоюза, показывает, что там это заняло немало времени и что процесс тоже был не всегда поступательным. 

- В российской прессе в последнее время педалируется тезис о том, что, дескать, «Казахстан медленно, но верно отдаляется от России»...

- В Казахстане сегодня популярной становится критика в адрес России. И когда в российской прессе появляются отдельные некомплиментарные публикации о Казахстане, то сразу же возникает очередная волна негатива в отношении России. Дескать, как же так, мы - суверенное государство, мы сами определяем пути своего развития, а вы вмешиваетесь. Но ведь в этих публикациях речь не идет о том, что Казахстан должен делать что-то под диктовку РФ и умерить антироссийскую риторику. Если бы вопрос ставился так, то это действительно было бы вмешательством во внутренние дела вашей страны.

- Исходя из вышесказанного возникает вопрос: существует ли реальная угроза осложнения, ухудшения наших взаимоотношений?

- Это зависит от того, как будет развиваться ситуация. Сделаем теоретическое допущение, что в Казахстане к власти пришли политические круги, которые, условно говоря, берут курс на вхождение в НАТО. Конечно же, Россия в такой ситуации будет реагировать с учетом нашей глубинной взаимозависимости, с учетом того, что у нас общая граница протяженностью более семи тысяч километров и что вся система безопасности построена на взаимном доверии и взаимном прикрытии. При таком сценарии России придется менять военную доктрину, менять стратегические планы. То есть действовать так, как это было в случае с Украиной. Она же была частью общего пространства, и когда Киев выбрал курс на стратегическое сотрудничество с НАТО, то это означало, что в случае гипотетического конфликта РФ с НАТО территория Украины будет использована против России. Соответственно все военные планы потребовали коренного пересмотра и перестройки.

Глобально, на политическом уровне сегодня отношения наших стран стабильные и предсказуемые. Для нормального и успешного развития обоих государств есть только один путь – путь стратегического сотрудничества. Все остальные варианты будут болезненными и сопряженными с потерями - как для России, так и для Казахстана. Поэтому необходимо реально оценивать ситуацию. И геополитическую, и экономическую, и с точки зрения практических интересов наших стран. И более ответственно подходить к внутренним дискуссиям и возможным проблемным вопросам. А еще важно просто уважать друг друга. Мы – соседи, и нам некуда деться друг от друга.