В Казахстане предложили штрафовать уходящих в горы безответственных туристов

Волонтеры, среди которых – профессиональные альпинисты, скайраннеры, горные туристы со стажем и другие, готовы прийти на выручку пострадавшим.

Спасатели-добровольцы идут на помощь

12 февраля этого года состоялся первый выход спасателей-волонтеров на поисковые работы. По их словам, самые важные в поиске – первые 10–20 часов. Если за это время не оказать помощь пострадавшему, далее – шансы выжить минимальны, особенно в зимнее время.

– Когда и по какому принципу собралась ваша “Добровольная спасательная служба”?

– “Добровольная спасательная служба” образовалась где-то в декабре 2020 года. Инициатором был известный альпинист, инструктор и тренер Ринат Хайбуллин. Вместе с родными и друзьями он организовал небольшую команду, которая могла в случае возникновения чрезвычайной ситуации в горах помочь в поиске и спасении, – рассказывает Михаил ТЕЙФЕЛЬ, руководитель диспетчерской службы “Добровольной спасательной службы”. – Изначально была создана группа в WhatsApp для своих, где можно было выкладывать информацию: куда, с кем и на какое время идешь, какие контрольные точки маршрута, когда возвращение. Соответственно, если к определенному времени человек не вернулся – бьют тревогу. Постепенно к группе начали присоединяться различные люди, которые постоянно ходят в горы. Среди них – специалисты, готовые на добровольной основе оказывать помощь другим. Так, у нас есть участники на джипах, которые могут выехать в труднодоступные районы, если что-то произошло в дороге. Этой зимой и весной наши ребята вытащили очень много машин скорой помощи в новых районах Алматы, где проблемы с дорогами. К нам присоединилась команда, которая имеет квадрокоптеры – не просто бытового назначения, а профессиональные дроны, способные нести на себе определенные грузы, находиться в воздухе до 40 минут, работать и ночью, и в любую погоду. Несколько раз нам приходилось их применять в поисково-спасательных работах. Постепенно выстроилась система – появилась диспетчерская служба благодаря нашей Карлыгаш, она круглосуточно на связи. Это очень ответственная должность, которая является первостепенной в своевременной организации аварийно-спасательных работ. Также есть участники, которые готовы выходить в горы. Это профессиональные альпинисты. Команда собирается очень быстро и выезжает. Количество добровольцев в группе сейчас – около 150 человек. Пока в наш регион входят Алматы и близлежащие районы. Но при наличии людей и возможностей мы можем выехать в любую точку, где будет нужда в нашей помощи.

– Как у вас налажено сотрудничество с государственными службами спасения?

– Надо отдать должное: сейчас мы нашли хороший контакт со всеми государственными службами – ДЧС, РОСО, Алматинской службой спасения. Мы подписали инструкции по взаимодействию со всеми этими службами, и при необходимости они нас привлекают к спасательным работам. Мы не являемся какими-то конкурентами государству, готовы привлечь своих специалистов для оказания помощи нашим гражданам. Когда это понимание пришло, стало очень легко общаться. В чем наше отличие от профессиональных служб?

У нас все – добровольцы, приказать им, заставить мы не можем. Если человек готов, выезжает на подмогу.

Еще хотелось бы отметить, что у нас нет системы, как за рубежом, где человек состоит добровольцем в организации – ЧС или пожарной службе, и, если есть необходимость в его помощи, у работодателя не возникает никаких вопросов, он спокойно едет на эти мероприятия, не теряя в зарплате. У нас же такого нет, поэтому большую роль играет возможность отвлечься от основной работы. Мы к этому относимся с пониманием. Даже при наличии свыше 100 добровольцев свободными могут оказаться 5–20 человек. Основной костяк тех, кто входит в нашу команду, – это люди, которые посвятили себя горам – скайраннеры, альпинисты, горные туристы. Кто умеет выживать, оказывать первую помощь в горной местности.

Про наплевательское отношение

– Почему, по вашему мнению, люди попадают в ситуации, когда требуется помощь специализированных служб?

– Это неинформированность, неподготовленность, отсутствие средств связи, правильной экипировки, беспечность, можно сказать, наплевательское отношение к себе, к своим близким, к горам. Человек может уйти в горы даже недалеко – за пределы Шымбулака. Вроде рядом, а происходит малейшее изменение погоды, и он начинает паниковать, может сбиться с дороги.

Люди ходят в горы, не имея теплой одежды, некоторые идут чуть ли не в домашней одежде и тапочках, без альтернативных средств связи, более того, телефоны вечно незаряженные.

Неумение себя вести, выживать в определенных ситуациях – это очень большая проблема. Бывают случаи, когда человек попал в туман, заблудился, ему удалось связаться с какими-то службами ЧС – "112", "109". Ему говорят: “Мы зафиксировали ваши координаты, пожалуйста, никуда не уходите”. И что вы думаете? Человек срывается с места и начинает двигаться самостоятельно – он увидел Шымбулак впереди. Спасатели прибывают, а его там нет! Куда пошел, достаточно сложно понять, тем более если туман, снег или дождь. Начинается сложная и опасная работа по спасению. Или, например, люди дают неправильную информацию – называют вместо Шымбулака Большой Алматинский пик, подвергая опасности спасателей в поисковых работах. В горах так часто бывает – сейчас тепло, через 5 минут может пройти гроза. И человек, не готовый к изменению погоды, может потеряться и не выжить в итоге. Надо очень серьезно подходить к походам в горы: знать маршруты, направления, иметь карты местности. “В критические ситуации люди попадают по глупости”: как пойти в горы и выжить

– Сталкивались ли вы с тем, что пользователи Интернета, родственники потерявшихся людей критиковали вашу работу?

– Мы все-таки добровольная служба, к нам немного другое отношение. Люди понимают, что мы это всё делаем от чистого сердца, без материального вознаграждения. И эта критика всегда будет меньше, чем в адрес служб, которые получают за свою работу зарплату. Родственники потерявшегося ждут каких-то действий от силовых ведомств, возникает вопрос из серии: “Я плачу налоги, вы живете на мои деньги и ничего не делаете”. Я уверен: всё, что спасателями делается в момент поиска, – это на максимальных оборотах. Понятно, что не всегда эта машина может быстро развернуться, есть определенные вещи, которые мы, как обыватели, не знаем. Эти вещи ты понимаешь, но когда происходит что-то с твоими близкими, это становится непреодолимой преградой, и весь негатив начинает выплескиваться на людей, которые работают по определенным технологиям. Вот пример из последних: недавно человек ушел и застрял на леднике Маншук Маметовой.

Работали спасатели РОСО, ребята из альплагерей поблизости вертолет отправляли, искали его ночью и днем, в итоге получили негативный отзыв в соцсетях от него, что его никто не спасал!

Эта ситуация очень неприятна для людей, которые работали, и для тех, кто волонтерил. Это негативно сказывается на отношении к спасателям со стороны обывателя, который принимает за чистую монету всё, что творится в Интернете, где эти хайпы размещаются, дублируют друг друга и наворачивают недостоверную информацию.

Эти телефоны должны знать даже дети

– Расскажите историю спасения с участием ваших добровольцев с положительным финалом.

– Одна из последних историй, когда недавно пропала девушка на БАО. Несколько моментов, как пазлы, сложились воедино и привели к ее чудесному спасению. Запустили информацию в соцсети, стало известно, что группа шла за БАО. Они ее там встретили, была одета совсем по-городскому. Мы подключились, все службы города были задействованы. Первый день не увенчался успехом. При этом участвовал и квадрокоптер, но ничего не увидели. От нас были 3 спасательные группы, которые разными маршрутами шли, работали РОСО и служба спасения. На следующий день было решено пройти там, где недавно ее видели. И обнаружили ее среди камней рядом с этим местом, в тяжелом состоянии, но живую. Притом что мы живем в горах, в достаточно сложном с точки зрения ЧС районе, где бывают землетрясения, сели и т. д., очень мало людей знают, куда обращаться в случае ЧС. Часто слышим от родственников, друзей пострадавших, что они не знали, куда позвонить, что есть телефоны "112" и "109". Даже дети должны знать эти номера! Хочется обратиться к людям: “Будьте, пожалуйста, серьезны, подготовлены, когда идете в горы – неважно, собрались ли вы на час или больше. Это может обернуться сутками нахождения в достаточно сложных условиях. С собой должны быть вода, еда, теплые вещи, сменная одежда, на случай если попадете в непогоду. Оставляйте свои координаты, маршрут и когда собираетесь вернуться”.

– Как вы считаете, нужен ли какой-то механизм воздействия, определения ответственности за использование ресурсов спасательных служб?

– Выскажу свое личное мнение, не все его, возможно, разделяют, но я считаю, что ответственность должна быть. Люди настолько беспечны, у них ложное впечатление, что, если что-то произойдет – их все должны спасать. А элементарно подготовиться, продумать и сообщить свой маршрут, чтобы в случае чего облегчить работу спасательных подразделений, многим и в голову не приходит. Мое мнение, что должен быть какой-то механизм воздействия на таких людей, кроме разъяснительной работы. Действительно, бывают случаи, когда человек всё предусмотрел, но случился, например, природный катаклизм или ЧП – сорвался, травмировался и так далее – это одно, а вот для безответственных туристов должны быть четко прописаны штрафные санкции. Поднять 1 вертолет в небо стоит почти 2 миллиона тенге! Люди ведь не задумываются, что это оплачивается из денег налогоплательщиков, что спасатели рискуют своими жизнями, чтобы вытащить человека!

АЛМАТЫ