В Казахстане предложили отдать миллиардный испытательный комплекс космических аппаратов в частные руки

Через тернии

СбИК КА – проект многострадальный: строили его аж с 2008 года, сроки сдачи объекта регулярно переносились, но 15 ноября 2019 года все акты приема-передачи были подписаны.

С этого времени на смену строителям туда пришли ревизоры и ученые. До конца 2020 года они будут проверять испытательные участки сборочно-испытательного комплекса и квалификацию сотрудников. Ну а уже в 2021 году в казахстанской столице, если операционная квалификация будет завершена успешно, начнут собирать спутники.

Стройка обошлась, согласно итоговому финансово-экономическому обоснованию, в 63 миллиарда тенге.

За эти деньги были построены лаборатории, в которых можно создавать для спутников по-настоящему космические условия на Земле, а также специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники (СКТБ КТ), с опытным производством по изготовлению комплектующих космических аппаратов (ОП). Их решено было построить после изучения международной практики. Оказывается, сборка и испытание космических аппаратов – это лишь 10–12 процентов всего процесса создания спутника. Всё остальное – это работа конструкторов и производство комплектующих.

Также здесь, как рапортует пресс-служба АО “НК “Қазақстан Ғарыш Сапары”, можно производить не только космическую технику, но и продукцию для электронной промышленности, автомобилестроения, сельскохозяйственного и железнодорожного транспорта, горно-металлургического комплекса, медицинского назначения и других отраслей.

Между тем один из основных вопросов – это окупаемость проекта. 63 миллиарда – сумма крупная, но это стоимость стройки и оборудования. А ведь были еще такие “мелкие” расходы, как подготовка специалистов ТОО “Ғалам” в Тулузе, создание экспериментального космического аппарата и так далее. Если всё сложить, то становится понятно, что космическая наука – для нас весьма дорогое удовольствие.

Изначально, когда строительство этого комплекса только обсуждалось, лоббисты проекта уверяли, что СбИК будет компенсировать траты страны на космос, ведь здесь можно производить полный цикл работ по сборке и испытанию космических аппаратов массой от 100 килограммов до 6 тонн.

Это почти все виды используемых в мире спутников. Такие комплексы есть далеко не в каждой стране – во Франции, США, России, Китае и еще парочке членов клуба космических держав. А вот покорение космических трасс – нынче модное начинание для многих стран. И по логике вещей подобное производство должно быть окупаемым и рентабельным. Но сейчас в АО “НК “ҚҒС” о будущих космодолларах предпочитают не говорить.

– Создаваемое предприятие в Казахстане является наукоемким и технологически сложным объектом и требует вложения значительных средств и времени. В рамках создания проекта СбИК КА стратегический партнер компания “Airbus Defence and Space” взяла на себя обязательства разместить заказ в ТОО “Ғалам” на сумму 60 миллионов евро. Разработан соответствующий Маршинг-план, который предусматривает производство продукции и услуги по всем сертифицированным производственным участкам СбИК КА и СКТБ КТ, – сдержанно рассказывает о том, как будет окупаться дорогостоящий проект, пресс-служба АО “НК “ҚҒС”.

При этом, по заверениям профильного ведомства, интерес к использованию СбИК есть со стороны России, Узбекистана, Туркменистана и нескольких компаний из Европы и Азии. Однако говорить о конкретных проектах еще рано.

Созвездие темных лошадей

Как предполагает доцент кафедры “Космическая техника и технологии” Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Абдикул Ашуров, эта осторожность вполне объяснима:

– Производство спутников – это очень высокотехнологичная отрасль. Большое внимание уделяется авторитету и опыту конструкторов. У Казахстана, к сожалению, пока нет ни того ни другого, – объясняет он свои опасения.

Да, наши специалисты учились и стажировались в зарубежных компаниях, а партнер Казахстана по СбИК – французская компания “Airbus Defence and Space”, у которой есть опыт по созданию спутников. Но для иностранного потенциального заказчика какого-нибудь космического аппарата мы все равно темная лошадка.

– У нас и у самих есть негативный опыт размещения заказа на строительство спутника в компании без соответствующего опыта: KazSat-1 был построен российским Государственным космическим научно-производственным центром имени М. В. Хруничева. Чем закончилась судьба того спутника – думаю, все помнят. Да, это не обязательный сценарий, но вполне возможный. Поэтому страны, выбирая предприятие, которое построит для них космический аппарат, обращают внимание на конструкторский опыт компании, – говорит Абдикул Ашуров.

А вот сейчас стоп! Говоря о необходимости строительства СбИК в Казахстане, правительственные мужи в первую очередь ссылаются на то, что нашей стране нужен свой производитель спутников и прочих околопланетных прибамбасов. Черные дыры: как космос "съедает" миллиарды бюджетных тенге

– У нас очень большая территория, а плотность населения – низкая. Поэтому нельзя забывать про спутниковые технологии. У нас есть два спутника, и сегодня мы занимаемся модернизацией и созданием третьего, который придет взамен одному из первых. Этот проект сегодня на полном ходу. И я очень надеюсь, – нет, я уверен, что некоторую часть этого спутника мы произведем в Нур-Султане на нашем сборочном комплексе, – говорил в ходе конференции “Digital Samruk 2019” министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аскар ЖУМАГАЛИЕВ.

Получается, весь мир опасается связываться с новичками, а Казахстан – нет? Да, эти новички – мы сами. Но средняя стоимость одного спутника, на минуточку, 100 миллиардов тенге. А если и впрямь эти деньги сгинут где-то во Вселенной вместе с аппаратом?

В АО “НК “ҚҒС” такой вариант развития событий не рассматривают. В качестве гарантии эффективности спутников казахстанской сборки они приводят, во-первых, контроль со стороны зарубежных партнеров по СбИК, во-вторых, то, что наши инженеры присутствовали при сборке KazSat-3 в центре Решетнева. Ну и третий аргумент – инженерами ТОО “Ғалам” в сотрудничестве со специалистами компании “SSTL” (Великобритания) создана космическая система научно-технического назначения, которая была запущена в декабре 2018 года и успешно функционирует на текущий момент.

Ни на что не намекаем, но напомним, что в начале 2000-х у центра Хруничева был богатый опыт эксплуатации космических аппаратов, создания комплектующих и даже одного спутника, правда, дистанционного зондирования, а не связи, какой нужен был Казахстану.

И в итоге центр Хруничева признал, что именно из-за недостатка квалификации их инженеров век KazSat-1 оказался так короток.

Отдам космос в частные руки

– Кроме создания телекоммуникационных спутников типа KazSat, в отдаленной перспективе планируется создание спутников дистанционного зондирования Земли. Я же не вижу смысла финансировать создание спутников ДЗЗ ни у нас, ни за рубежом. Потому что космическая система (КС) ДЗЗ РК оказалась убыточной.

Судите сами: стоимость контракта КС ДЗЗ составляет 260 миллионов евро. По нынешнему курсу это более 100 миллиардов тенге. Доходы от услуг КС ДЗЗ на сегодня составляют порядка 5 миллиардов тенге. Таким образом, окупаемость ДЗЗ – всего 5 процентов. То есть 95 миллиардов тенге – это чистый убыток.

За эти деньги можно было бы построить и раздать бесплатно около 6 000 квартир по 15–16 миллионов тенге или построить около 80 школ средней стоимости. Надо ли нам вновь тратить эти деньги на свою систему ДЗЗ, если космоснимки всегда можно купить на рынке у других стран? – говорит Абдикул Ашуров.

Поэтому, как уверен эксперт, который и сам раньше работал в структуре “Казкосмоса”, сейчас самым правильным было бы не продолжать финансирование проекта СбИК, а передать весь комплекс в частные руки.

– Я понимаю, что есть межправительственное соглашение с Францией и определенные юридические вопросы. Но их можно решить. Иначе велик риск, что мы дальше будем наступать на те же грабли и бесполезно тратить огромные средства, когда они нужны пенсионерам, многодетным семьям, молодежи и т. д. Я считаю, что это нужно остановить, – завершил Абдикул Ашуров.

Между тем АО “НК “Қазақстан Ғарыш Сапары” весной прошлого года исключен из перечня объектов, подлежащих приватизации. Об этом с парламентской трибуны просил сенатор, а также бывший глава “Казкосмоса” Талгат МУСАБАЕВ. Он ссылался при этом и на международные договоренности, и на то, что деятельность нацкомпании уникальна и стратегически важна для страны. На 10 лет вперед расписан и утвержден также план загрузки СбИК КА.

НУР-СУЛТАН