В России выпустили книгу, авторы которой убеждены, что она должна «развеять стереотипы и штампы в истории Казахстана и России». По их словам, «политика царской России не разрушила экономику и устои казахов». Также авторы называют полное разорение степного скотоводства и резкое снижение численности населения – «стереотипом, который сформировался в 1950-х годах и поддерживается в современной казахстанской исторической науке».
«В книге мы разрушаем многие стереотипы о российско-казахстанских отношениях. Например, это представления о грабительской колониальной политике царской России, которая разрушила экономику и традиционные устои казахов. Такой стереотип о полном разорении степного скотоводства и снижении численности населения сформировался в 1950-х годах и распространяется и сегодня в современной казахстанской исторической науке. Началась формироваться новая агрокультура. Благосостояние казахского населения стало заметно улучшаться. Конечно, во взаимоотношениях русского и казахского населения были и сложности, но, как правило, они разрешались средствами народной дипломатии», – рассказал соавтор издания, кандидат исторических наук Николай Сорока.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz узнал мнение казахстанских экспертов на этот счет.
Штампов и стереотипов много. К сожалению, история часто становится служанкой политики, и это наблюдается во многих странах, отметил отечественный эксперт и общественный деятель Мурат Телибеков. Россияне выпустили книгу с переписанной историей "колонизации Казахстана"
«Вчерашние герои вдруг превратились в преступников, бывших врагов преподносят как национальных кумиров. Государственные идеологи готовы менять свои убеждения хоть каждый день. Соответствующим образом они обходятся с историей. Она обесценилась. В историю никто не верит. Впрочем, есть в этом здоровое начало. Очень хорошо, что люди теряют интерес к истории. Полезно для общества. Мы слишком увлечены нашим прошлым. Увлечены настолько, что постоянно пятимся назад, в то время, когда мир движется вперед.
Что касается трактовки отдельных исторических периодов в отношении Казахстана и России, то здесь не все однозначно. Было много хорошего и плохого. Есть ли смысл ворошить прошлое? Расхожее выражение «Надо помнить, чтобы не повторилось» обесценилось и перешло в разряд глупой сентенции. В истории нет логики и смысла. Из нее никто не извлекал уроков. Разве война в Украине не лучшее тому доказательство?! Мы отлично помним Великую Отечественную войну. Очень хорошо помним! Настолько хорошо, что все вокруг усеяли памятниками и мемориалами. Что из этого вышло? Мы построили устойчивый мир? Увы! Самая страшная война в истории человечества разгорелась именно здесь, среди обелисков и вечных огней. Война между двумя братскими народами, которые люто ненавидят друг друга. Как видим, хорошая память нисколько не помогла. Загадки Золотого человека, Джучи и Кенесары хана собираются разгадать генетики
Российские историки защищают интересы своей страны. Это естественно. Точно также поступают и казахстанские историки. Кто из них прав? Никто. Мне порой становится жалко школьных учителей истории. Как им разобраться в этой круговерти? Глядя на словесные баталии ученых и политиков, мне приходит в голову крамольная мысль: «Может быть, нам временно отказаться от уроков истории в школах? Объявить мораторий на 10 лет, пока не успокоимся и не разберемся что к чему». История стала источником распрей, вражды и ненависти. Зачем она детям?! Такие уроки приносит больше вреда, чем пользы.
Никакого влияния на общество такие книги не оказывают, если сознательно их не рекламировать. Мы должны привыкнуть к мысли, что в мире много разных книг: умных и глупых, прекрасных и отвратительных. Так было всегда. Большинство людей равнодушно пройдет мимо. Ученые расценят новую книгу как альтернативное мнение и напишут рецензию. И только политики, специализирующиеся на спекуляциях, будут смаковать ее долго и упорно. Сегодня в школах и университетах необходимо культивировать современный взгляд на историю. Что я имею в виду? Есть такое понятие «исторический процесс». Мы ведь не пытаемся с точки зрения нынешней морали судить о завоевательных походах Наполеона или Чингисхана. Никому в голову не придет лить слезы и стенать о многочисленных жертвах, объявить этих полководцев извергами и диктаторами. Это фрагменты эволюции человеческой цивилизации. Здесь неуместны оценки «хорошо» или «плохо», «гуманно» или «бесчеловечно». Так почему мы сегодня истерично заламываем руки, когда речь идет о голодоморе и политических репрессиях давно минувших лет?! С тех пор прошло почти сто лет, а мы, по-прежнему, посыпаем голову пеплом. Можно здесь привести аналогию с компьютером. Если время от времени не отправлять в корзину лишнюю информацию и не освобождать память, компьютер перестанет работать.
Также и никакого влияния на отношения двух стран эта книга не окажет. Отвечу простым примером из жизни. Мой знакомый торгует стройматериалами и автомобильными запчастями, которые привозит из России. Что ему эта книга?! Плевать он на нее хотел, чтобы там не писали. Ему надо зарабатывать на жизнь, а все остальное не интересует. Также думает его деловой партнер в России. Мне интересен подход Израиля к вопросам истории, в частности к проблеме холокоста. Да, они помнят о жертвах мировой войны, есть в стране музеи, памятники. В тоже время там нет массовой истерии, никто не призывает начать крестовый поход на Германию, на улицах Иерусалима не вылавливают немецких туристов, иностранцам в супермаркетах не устраивают экзамены на знание иврита. Представляете?! Короче говоря, нам, казахам, есть чему поучиться у них.
Каким образом можно достичь объективного и всестороннего освещения исторических событий, учитывая различные точки зрения и интерпретации? На память приходит древняя легенда про «Гордиев узел». Полководцу Александру Македонскому предложили распутать сложный клубок. В случае удачи ему предрекали власть над всем миром. Однако парень не стал ломать голову. Недолго думая, он вытащил из ножен меч и разрубил злополучный узел. Возможно, именно так нужно поступить сегодня с историей», - подытожил Телибеков.
Казахстанский историк и педагог Самат Курмангалиев в свою очередь заявил, что ему трудно давать какую-либо оценку, не ознакомившись с самой книгой, но при этом эксперт убежден, что разные точки зрения и интерпретации исторических событий важны для понимания истории.
«Однако когда авторы утверждают, что колониальная политика царской России не повлияла на экономику и устои казахского народа, или что разорение степного скотоводства и гибель населения – это стереотипы и штампы, – это, действительно, может вызвать некоторое негодование или даже возмущение. Возможно, авторы посчитали, что это поможет уменьшить негативное отношение к этому периоду истории, кровавой и трагичной для нашей страны.
Публикация подобных книг вряд ли может оказать влияние на общество, но при этом может вызвать оживленные дискуссии, в том числе и в экспертных кругах.
Конечно, переосмысление исторических событий может иметь политический аспект, особенно если различные интерпретации используются для достижения политических целей. Политизация может привести к искажению фактов и манипуляции историей в интересах определенных политических сил. И это далеко не новый инструмент.
Достижение объективного и всестороннего освещения исторических событий требует учета различных точек зрения и интерпретаций. Это может быть достигнуто через открытый диалог и обмен мнениями между историками разных стран. Важно учитывать различные источники и подходы к историческому исследованию, а также проводить независимые исследования, чтобы получить более полную картину прошлого. Такой подход поможет достичь согласия и понимания между разными историческими науками и исследователями», - подытожил историк.