Это второй за последние шесть лет случай вспышки сибирской язвы в регионе. В июне 2010 года погибли два жителя села Ребровка Аксуского района, которые при забое бычка имели открытые раны на теле. Именно они являются так называемыми воротами для болезни, некогда имевшей большое распространение в Сибири, за это и получившей такое название. Бычок заразился, когда щипал травку. Для сотни сельчан, так или иначе имевших контакт с мясом, все обошлось (“Опасная “сибириада”, 25 июня 2010 г.).
В начале минувшей недели аким Павлодарской области Булат БАКАУОВ провел совещание, где поручил усилить эпидемиологический контроль в селах, в том числе решить вопрос с установкой передвижных печей для сжигания трупов скотины, пораженной вирусами. И надо же такому случиться – к концу недели сибирская язва проявила себя в районе, граничащем с Россией.
Сценарий несчастья прежний – житель села Узынсу Иртышского района зарезал корову. Но не пригласил специалистов для освидетельствования и 117 килограммов говядины сдал в местное кафе “Майра”. Сельчанин убеждал сотрудников общепита, что привезет документы – ветсправку и акт экспертизы из лаборатории – позже...
Злополучная эта корова во время выпаса отстала от стада. Ранее животное прихрамывало, потеряло в весе и стало меньше давать молока, а тут и вовсе ослабло настолько, что рухнуло наземь. Тогда хозяин по совету пастуха решил зарезать скотину. Ветеринары заверяют, что паспорт у коровы имелся.
Вскоре трое сельчан – мужчины, которым 51 и 30 лет, и 31-летняя женщина – стали жаловаться на высокую температуру тела – под 40 градусов. На поверхности их кожи медики обнаружили карбункулы – гнойники. Вся троица имела порезы на руках, появившиеся при разделке туши.
Главный ветсанврач области Рашид НУРБЕКОВ сообщал поначалу журналистам, что в мясе забитой коровы павлодарская лаборатория не обнаружила вируса. Но заборы все же направлены специалистам в Астану, и те подтвердили наличие бациллы.
– Мы получили из Национального референц-центра ветеринарии результаты, которые говорят, что в пробе есть возбудитель сибирской язвы. У остального поголовья сельского округа клинических признаков заболевания нет. Прокуратурой области ведется расследование, – сообщил Р. Нурбеков.
По его словам, та самая корова была вакцинирована против сибирской язвы, но, мол, случаются погрешности:
– Есть индивидуальные особенности иммунитета отдельных видов животных. При вакцинации корова могла дернуться, а вакцина пролилась, и ее не до конца ввели.
– Каким образом животное могло заразиться?
– Нет пока источника, как оно заразилось. Сегодня мы констатируем, что на том месте, где животное забито, будет еще один обработочный пункт по сибирской язве. Животное должно забиваться на специальном убойном пункте, чтобы его осмотрел ветврач, но хозяин не обратился в лабораторию.
Остатки говядины и шкуру сожгли в специальной печи. Руководитель областного управления здравоохранения Нурлан КАСИМОВ также лишь предварительно говорил о смертельной инфекции. В понедельник же диагноз “сибирская язва” подтвержден. По словам врача-эпидемиолога областной инфекционной больницы Гульмиры КУЛЬМАГАМБЕТОВОЙ, 42 сельчанина, контактировавших с мясом, в том числе шестеро детей, находятся под контролем специалистов.
– На сегодняшний день ни у кого из них клинических проявлений нет, – уверяет врач.
Состояние двух из трех заболевших сельчан оценивается как состояние средней тяжести. Меж тем 51-летний мужчина находится в реанимации.
В селе Узынсу карантин пока объявлен на 14 дней. На въездах установлены дезпосты, обработано место забоя коровы, все местные домашние животные обследованы, и новых случаев заражения не выявлено. В отношении сельчанина, что забил корову без освидетельствования, проводится разбирательство, как и против владелицы кафе, принявшей мясо коровы. Санврачи региона по предписанию прокуроров будут организовывать внеплановые проверки на всех мясоперерабатывающих предприятиях края.
Павлодар