В Казахстане незаконный вылов рыбы фактически приравняли к убийству человека

“Для обеспечения единообразия судебной практики необходимо шире и оперативнее использовать возможности нормативных постановлений Верховного суда и обзоры судебной практики…” – подчеркнул глава государства и напомнил, что в центре всех реформ находится человек.

Что и говорить, выстрел – прямо в “десятку”! В правоте Президента я еще больше убедился после того, как ознакомился с 3 судебными приговорами.

Приговор № 1

4 февраля в городском суде Уральска огласили приговор 28-летнему Т. А., которого обвиняли в гибели 21-летней А. Ч. Как выяснилось в ходе процесса, подсудимый поссорился с А. Ч. в подъезде, схватил ее за шею и несколько раз ударил головой о бетонную лестницу. В суде установили, что смерть девушки последовала от закрытой черепно-мозговой травмы (ЗЧМТ).

Осознав, что жертва скончалась, обвиняемый вывез ее в степь, за 15 километров от Уральска, и, облив бензином, поджег. Так он пытался избавиться от улик.

Отметим, что Т. А. судили не по ст. 99 УК РК “Убийство”, а по ч. 3 ст. 106 УК РК “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего”. В итоге суд приговорил его к 8 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в спецучреждении средней степени безопасности.

Приговор № 2

7 февраля, также в Уральске, специализированный межрайонный суд по уголовным делам вынес приговор 34-летнему Т., обвиняемому в убийстве гражданина У. Фабула этого дела очень проста: увидев с балкона, что к его супруге возле магазина пристают четверо незнакомцев, он схватил нож и побежал к ним. Завязалась драка, во время которой У. и получил смертельное ранение. В итоге суд по ст. 99 УК РК “Убийство” приговорил Т. к 14 годам лишения свободы. Отметим, санкция данной статьи предусматривает наказание от 8 до 15 лет. Поэтому, можно сказать, подсудимый получил практически по полной.

Приговор № 3: прямо – вишенка на торт!

Опять же, на западе республики, в Тупкараганском районе Мангистауской области, местный житель на берегу Каспийского моря нашел несколько осетров. Их общий вес, как выяснилось во время досудебного расследования, составил 219,3 килограмма. И привез счастливец этот весьма приятный сюрприз в свой дом. Но, как водится, кто-то там что-то увидел, да и сообщил куда следует…

В отношении находчивого подозреваемого компетентные органы инициировали досудебное расследование по п. 2 ч. 3 ст. 339 УК РК “Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами”. И Тупкараганский районный суд приговорил обвиняемого к… 7 годам лишения свободы! И ему, можно сказать, еще повезло, ведь в п. 2 ч. 3 данной статьи предусматривается наказание… от 7 до 12 лет лишения свободы! За убийство сайги можно получить больший срок, чем за убийство человека

***

Что касается причинения смерти людям, там итог зависит от обстоятельств дела, наличия улик, выводов экспертов и показаний свидетелей. Возможно, поэтому действия Т. А. в деле о причинении смерти А. Ч. были квалифицированы не по ст. 99 УК РК “Убийство”, а по ч. 3 ст. 106 УК РК “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего”. Как говорится, следствию и суду виднее.

Однако тот факт, что наказание за нескольких рыб, пусть и осетров, в нашем законодательстве практически то же самое, что и за лишение жизни людей, меня просто изумляет.

Возможно, в связи с гуманизацией законодательства и дальнейшей его модернизацией следует пересмотреть тяжесть наказания по некоторым статьям УК РК? Чтобы ответственность за незаконный вылов рыбы не приравнивалась к наказанию за отнятую человеческую жизнь.

Алматы
gubaydulin@caravan.kz