Ровно неделю назад президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на совещании по социально-экономическому развитию страны, в ходе которого обратил внимание на проблемы в отечественной сфере образования, а именно на то, что в стране делают упор не на качество, а на высокие результаты, передает медиа-портал Caravan.kz.
По словам главы государства, в современном мире основным ключом к развитию является образование. Необходимо воспитать творческое поколение, наиболее склонное к требованиям времени и строящее светлое будущее своими руками, заявил он.
«Если мы посмотрим на международное исследование PISA, то наша страна не поднималась с 50-60 места среди 80 стран по качеству среднего образования за последние десять лет. Значит, мы в нехорошем положении. Одной из основных проблем является однобокая оценка образования детей. В нашей стране упор делается не на качество образования, а на высокие показатели. Между оценкой, полученной учащимися на ЕНТ, и оценкой в школе есть отличия», - сказал глава государства.
Президент отметил, что разница между этими оценками может составлять 30% и более.
«Такой разрыв наблюдается и при международных и национальных оценках. Откровенно говоря, все это происходит из-за широко распространенных предубеждений. Обманывая себя, вы собьётесь с пути. Надо продумать, как объективно оценивать полученные знания в школе. В то же время нет смысла создавать новые ведомства или центры тестирования, сертификации и прочее. Через это мы проходили. Это тоже источник коррупционных рисков. Поэтому правительство должно дать свои рекомендации на этот счет», - подчеркнул президент.
По мнению кандидата педагогических наук, педагога-мастера и директора издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Натальи Новосельцевой, основная проблема в системе оценки школьного образования в том, что процесс оценивания у нас расписан по критериям, а качество образования как-то сиротливо стоит в сторонке.
«Оценивание в школе сейчас регламентируется следующими нормативными документами: Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и Правилами проведения единого национального тестирования. Как видите, это два разных документа. Хотя до 2011 года порядок проведения ЕНТ регламентировался только первым документом. Второй документ содержит также собственно определение оценивания. Если мы сравним это определение с определением качества образования, которого, кстати, до недавнего времени не было ни в одном казахстанском нормативном документе, то многое станет понятным.
Иначе говоря, есть цель (образовательный результат), например, знать таблицу умножения, а насколько ученик реально знает таблицу умножения – это уже качество. Насколько хорошо и в полной мере ученик может продемонстрировать свои навыки, умения и знания всех заявленных целей – это качество образования.
Казалось бы, очень хорошо, когда исследования, подобные PISA, говорят странам: «Вот тут у вас хорошо, а вот тут вам надо поработать и изменить свою систаму образования». Но это все срабатывает почему-то в других странах, а не у нас. Например, вспомним так называемый PISA-шок в Германии после опубликования результатов исследования 2000 года. О провале Германии говорили все: журналисты, канцлер, домохозяйки, телевидение, радио, словом, из каждого утюга каждый день доносилось буквально следующее: почему немцы самые тупые в мире? Это массовое обсуждение в дальнейшем как явление получило название PISA-шок. И этот результат настолько всколыхнул всю общественность, что это привело к серьёзнейшим реформам в системе образования Германии и, самое главное, к открытию «Института развития качества в образовании» (IQB), который, собственно, и занимается разработкой ГОСО и куррикулумов. Это научное учреждение, которое пристально следит за ситуацией и мониторит всю систему образования, причём именно реальные показатели.
А что у нас? Результат Казахстана в 2018 году по чтению, а именно 69-е место в рейтинге PISA из 77стран, никакого шока не вызвал, все молча проглотили... У нас нет никаких институтов развития качества образования… ГОСО и программы пишут в НАО им. Ы. Алтынсарина, для этого привлекают ученых, методистов, учителей-практиков. После того как группа разработчиков (обычно их от 9 до 15 человек) разработает текст типовой учебной программы, ее передают на экспертизу в ЦЭСО МП. Тут тоже подбирают группу экспертов (9 и более человек), которые проводят экспертизу, отправляют на доработку. Разработчики дорабатывают, эксперты принимают. Таким образом, и НАО, и ЦЭСО – просто организаторы групп: первые ищут разработчиков, вторые – экспертов. Разве в штате у обеих организаций нет специалистов, которые способны разработать и оценить ГОСО и типовые учебные программы самостоятельно? А не так давно именно штатные сотрудники НАО разрабатывали и ГОСО, и программы. Вспомним Кусаинова А.К., Нурахметова Н.Н., Балыкбаева Т.О., которые возглавляли НАО в разное время и прекрасно справлялись с написанием ГОСО в стенах своего учреждения. Таким образом, основная проблема – отсутствие должного количества профессионалов, которые реально компетентны и способны написать ГОСО, учебные программы, заняться решением проблем. Из позитивных сдвигов можно назвать переформатированную Концепцию развития образования на 2023 – 2029 годы, которая была принята совсем недавно, 28 марта 2023 года. В ней, в частности, говорится о системных мерах по развитию качества образования. Это первый документ за последние 7 лет, который поднимает вопросы качественного образования и реальных образовательных результатов.
К вопросу о разнице между оценками ЕНТ и оценками, полученными в школе, – это не просто проблема. Преподаватели вузов давно бьют тревогу. На гранты поступают студенты, которые весьма слабо знакомы со школьной программой. Зато к ЕНТ их «натаскали». Многие школы весь 11 класс один раз в неделю пишут пробное ЕНТ. Плюс как грибы после дождя растет количество центров по подготовке к ЕНТ. Спрос рождает предложение. ЕНТ с хорошими баллами – это пропуск на бесплатное обучение. Да, еще не будем забывать о выпускниках школ НИШ, которые не сдают ЕНТ, но имеют возможность перевести свои баллы аттестата в баллы ЕНТ. Обычно это очень высокие баллы. Таким образом, выпускники НИШ поступают в выбранные вузы в обход ЕНТ. Но и они обладают слабыми предметными академическими знаниями. Преподавателям вузов приходится корректировать программы, тратить время на получение сначала базовых знаний и навыков первокурсников. Разрыв между городскими и сельскими школами в Казахстане: почему проблема до сих пор не решена
Как это может повлиять на имидж образования в Казахстане? А имиджа и нет никакого. Есть имитация образования. Если натаскивание на ЕНТ называется образованием… Имидж появится тогда, когда в Казахстане будет просто качественное образование. Хотя выстраивать рейтинги школ по результатам ЕНТ перестали с 2017 года, по инерции продолжается гонка школ за высокими баллами. Безусловно, на имидж влияют все международные олимпиады, в которых участвуют ученики нашей страны, но и тут велика роль самих учеников и их родителей. А международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA тихо проводят, тихо публикует результаты ИАЦ (Информационно-аналитический центр). А ведь именно на основе отчетов этих международных исследований строится имидж образования в стране.
Можно ли решить вышеупомянутые проблемные моменты в области образования? Интересно, что PISA как раз измеряет то, как школьник может решать проблемы, насколько эффективно. А нам, взрослым, тем более надо решать эти накопившиеся проблемы.
Небольшое отступление. Проблемы можно и нужно решать, надо только захотеть. Это так называемый мотивационный треугольник: хочу, могу, надо. Например, ситуация: выйти замуж. Девушка говорит себе: надо выйти замуж, очень надо, мама пилит, когда? все подруги уже замужем. Затем она спрашивает себя: могу? Да, могу, мне далеко за 18, жених есть… И последний вопрос: хочу ли я выйти замуж? Да, – тогда скоро свадьба… Но, если на хотя бы один вопрос будет ответ НЕТ, то действие не произойдет, она не выйдет замуж.
В нашей ситуации с образованием наши кирпичики сложились так: мы хотим решить проблему, нам надо ее решить. А вот с кирпичиком "можем" у нас загвоздка. Могу – это то, что у нас получается, то, что мы реально умеем делать, а если не умеем, то готовы научиться. Пока все реформы приводят нас в никуда. Не получается у нас выстроить качественное образование.
Что реально надо предпринять? Необходимо количественно и качественно увеличить штат сотрудников НАО, ЦЭСО за счет ученых, методологов, способных разрабатывать государственные стандарты образования и типовые учебные программы. Возможно, стоит пойти путем Германии и создать Институт развития качества образования. Под качеством образования понимают везде соответствие общепринятым нормам, требованиям. Есть требования к образовательным результатам. И вот соответствие выпускника этим требованиям характеризует качество образования. В ГОСО необходим список компетенций и ценностей, необходимо прописать образовательные результаты и систему их оценивания. Невозможно оценить процесс, ценности, которые появляются у ученика школы. Но можно и нужно, а главное, хочется оценить реальные образовательные результаты школьника. И только понимание этого реального результата покажет нам, куда и как надо двигаться, чтобы этот результат только улучшался», - поделилась своим мнением Наталья Новосельцева.