Не так давно произошла трагическая авария в центре Астаны. Черный внедорожник Infiniti, протаранив несколько автомобилей, вылетел на тротуар и сбил трех молодых девушек.
Свидетели происшедшего говорили о не совсем адекватном поведении водителя, но позже выяснилось, что у виновника ДТП случился приступ эпилепсии.
Чуть позже была установлена личность водителя - за рулем иномарки был 38-летний Болат Молдагалиев. Мужчина возглавляет один из информационно-вычислительных центров, который подчиняется комитету статистики страны. А также стало известно, что подобное ДТП чиновник совершает не в первый раз, похожая авария с его участием произошла буквально на том же перекрестке, но только тремя годами ранее. Но, к счастью, тогда обошлось без человеческих жертв.
Как всем известно, эпилепсия входит в перечень болезней, обладатели которых не имеют права садиться за руль. Это регулируется постановлением «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», принятым в 2015 году.
В перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством вошли:
- органические, включая симптоматические, психические расстройства;
- шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
- расстройства настроения (аффективные расстройства);
- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;
- расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;
- умственная отсталость;
- психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;
- эпилепсия;
- ахроматопсия;
- слепота обоих глаз.
В связи с этим у многих жителей Казахстана возник вопрос: как чиновнику удалось получить права, будучи эпилептиком? Корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к экспертам в области автомобильного права, дабы разобраться в происшедшем.
Эдуард ЭДОКОВ, глава Независимого автомобильного союза Казахстана
- Как вы оцениваете происшедшее?
- Сама ситуация мне кажется несколько странной, ведь машина не двигалась на каких-то больших скоростях, но тем не менее он задел несколько автомобилей и после оказался на тротуаре. Как только я об этом прочитал, то сразу предположил, что водитель мог быть в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Но после заявления водителя о его приступе эпилепсии сразу стало понятно, почему машина так странно себя вела.
Врачи должны проверить действительно ли этот человек болен. На мой взгляд, в таких случаях органы должны очень аккуратно подходить к выдаче прав. И если человек когда-либо стоял на учете, то он должен ежегодно проходить медкомиссии и подтверждать, что у него все в порядке и его болезнь не прогрессирует.
В связи с этим стоит ужесточить контроль над органами, проводящими медицинский осмотр. Насколько я знаю, справки из психоневрологического диспансера очень легко достаются, это я знаю по личному опыту: человек приходит, платит 500 тенге, у него спрашивают, состоит ли он на учете, он отвечает, что не состоит, и все. Да, они, возможно, что-то проверяют по своим базам. Но, во-первых, это не факт, а во-вторых, неясно, насколько точны эти базы, какова вероятность того, что кто-то не забыл туда внести информацию. И нельзя исключать те моменты, когда за определенные суммы человека могут просто удалить из этих списков.
- Можно ли получить права с таким диагнозом?
- Представим теоретически, что если выдать человеку права, у которого в любой момент может случиться приступ, причем из-за самых разных вещей, например, из-за резкого сигнала клаксона, ярких фар, внутреннего стресса и ещё множества других факторов, то это может привести к самым страшным последствиям.
- Почему ни у водителя, ни у людей, которые выдавали ему права, не возникло мысли, что от этого могут пострадать люди?
- Автомобиль сейчас становится непременным атрибутом чуть ли не любого человека, считающего себя успешным. Хотя уже давно транспортные средства не являются роскошью, а скорее необходимостью, без которой люди своей повседневной жизни не представляют.
И представьте себе, что человек добровольно лишит себя этих вещей... Тут действительно должна быть высокая социальная ответственность. Но в нашем обществе лишь единицы способны самоограничить себя и задуматься о том, к каким последствиям подобные болезни могут привести.
Я слышал, что у нас права получают даже те, кто состоит на учете в наркодиспансерах, ну то есть наркоманы, а также те, кто страдает различными психологическими заболеваниями. Не хотелось бы обобщать, но, скорее всего, наш народ пока что социально безответствен.
- Понятно, что водитель, совершивший наезд, будет наказан, но смогут ли наказать тех, кто выдал ему права, кто проводил медицинскую комиссию? И будут ли вообще за это браться?
- Мало кого-либо наказать, если мы сейчас накажем одного, другого, третьего и никаких выводов из этого не сделаем, то это значит, что завтра такой же человек, с такими же правами, точно так же, а может быть, даже хуже, устроит ДТП, где пострадают невинные люди.
Нужно проверить всю цепочку, конечно же, наказать водителя, а потом уже начинать копать: кто ему дал права, на основании чего. Поэтому эту ситуацию надо раскачивать до конца, пока не будут приняты меры по ужесточению контроля за органами, проводящими медицинские комиссии. Но если так ничего и не изменится, то можно считать, что сбитые девушки пострадали зря.
Арсен ШАКУОВ, ассоциация безопасности дорожного движения "Общая дорога"
- Как человек с эпилепсией мог получить права?
- Для начала стоит выяснить, стоял ли этот человек на учете до этого или же это был первичный приступ. Если же брать во внимание информацию о том, что этот человек состоял на учете ещё 17 лет назад, то можно предположить, что здесь имеет место коррупционный элемент. Возможно, 17 лет назад было куда проще подделать все эти документы. Также нужно выяснять, как он добыл права, где он их взял, кто ему их выдал.
- Вы говорите, что 17 лет назад было проще, а в настоящее время правила ужесточились?
- Если я не ошибаюсь, то все эти учетные данные сейчас есть в egov.kz, где указаны все данные о человеке: семейное положение, находился ли он под арестом, состоит ли на учете в наркодиспансере и т. д. Если он состоял на учете, то там это должно отображаться.
- Как думаете, почему об эпилепсии стало известно только сейчас, а не во время такого же ДТП, которое водитель совершил ещё в 2014 году?
- Скорее всего, он заявил, что просто не справился с управлением. Так что важно знать, было ли донесено до сотрудников полиции или до административного суда, что авария была совершена из-за эпилептического припадка. Но, скорее всего, протокол был составлен со слов о том, что он не справился с управлением.
Встает вопрос, почему он сам не задумался о последствиях, которые может вызвать его болезнь. Если он эпилептик, то должен был подумать даже не об опасности для окружающих, а в первую очередь о себе. Ведь в таком состоянии он мог попасть в абсолютно любое ДТП, он мог слететь в реку, перевернуться, убиться. Почему водитель, зная вот это все, идет на такую русскую рулетку?
Об окружающих у нас люди сейчас очень мало думают, так пусть подумают хотя бы о себе или о своих родных. Ведь даже его родственники должны были задуматься о его болезни и о том, какой опасности он себя подвергает.
Люди у нас не понимают, что дорога – это такая вещь, где каждый несет ответственность за свои действия. Надеюсь, что его действия заставят задуматься других людей, которые также скрывают свои болезни, что они крайне опасны для окружающих. Наши люди на примере этого ужасного случая должны понять, как все это на самом деле опасно.
Роман МАСЛЕННИКОВ, автомобильный журналист
- Как больной эпилепсией мог получить права?
- Если что-то может спровоцировать эпилептический приступ, то, конечно же, за руль такому человеку садиться нельзя. Это должно быть отражено в лечебной книжке. Правоохранительные органы должны ответить на вопрос, как этот человек вообще мог получить водительское удостоверение. Если его приступы эпилепсии начали случаться после того, как он получил права, то сейчас у него их должны изъять, так как человек с подобного рода болезнями не может садиться за руль. Представьте, он едет по трассе со скоростью 150 километров в час и отключается на 30 секунд!.. Все это может привести к печальным последствиям.
- Можно ли будет наказать тех, кто выдал ему эти права?
- Скорее всего, для этих людей все пройдет довольно гладко. Госорганы всегда могут ответить, выпустив пресс-релиз, в котором будет говориться: «Да, у нас случаются недоработки. Да, мы не можем за всеми уследить. Да, та справка, которую он предоставил, была поддельной. Да, мы заберем у него права, примем все необходимые меры, такого больше не повторится».
Никому и никогда не попадет с той стороны. Причем система работает так не только в нашей стране, но и в большинстве других стран.
- Можно предположить, что людей с подобными заболеваниями по нашей стране катается немереное количество. Возможно ли хоть как-то исправить эту ситуацию?
- Судя по насилию на дорогах Казахстана, которое мы постоянно видим, как на YouTube, так и повседневной жизни, у нас не то что эпилептиков – у нас психически нездоровых людей на дорогах крайне много. И это опять же говорит о том, что не все у нас поставлены на учет в психдиспансерах.
Судя по тому, сколько наркоманов ловят у нас за рулем, это тоже говорит о том, что можно за взятку получить справку из того же наркодиспансера.
Огромное количество аварий происходит и из-за того, что у людей плохое зрение. Если сейчас каждый из нас попытается вспомнить своих знакомых, которые водят машину, имея плохое зрение, то это будет довольно большое число. Если очень осторожно прикинуть, то 20 процентов водителей на казахстанских дорогах просто не должны ездить.
Как это изменить – вопрос уже к тем органам, которые принимают решение выдавать человеку права или нет. А, как мы знаем, подобные органы, несмотря на введение ЦОНов, одни из самых коррумпированных в нашей стране.
Кстати...
Не так давно известный в Facebook блогер Яков ФЕДОРОВ опубликовал на своей странице интересный пост, посвященный системе контроля за выдачей прав. Блогер привел занимательную статистику, которая отображала процент успешно сдавших тестирование на водительские права в разрезе РЭО Алматинской области за январь - август 2017 года. И выглядела она так:
- Енбекшиказахский РЭО - 96,1 %
- Илийский РЭО - 95,3 %
- Карасайский РЭО - 89,4 %
- Талгарский РЭО - 70,7 %
- Уйгурский РЭО - 69,3 %
- Панфиловский РЭО - 67,6 %
- Саркандский РЭО - 58,2 %
- Талдыкорган (спецЦОН) - 12,8 %
"В спецЦОНе Талдыкоргана, где, очевидно, выше уровень контроля, успешно экзамен проходят всего 12,8 %, а в Иссыке, ГРЭСе, Каскелене почти каждый успешно "сдаёт экзамен".
Ещё любопытная цифра: на четыре РЭО (легко понять, какие - Енбекшиказахский, Талгарский, Илийский, Карасайский) приходится 83,5 % всех сдававших экзамены в области. За 8 месяцев ими выдано 25 320 водительских прав, владельцы которых ездят по улицам и потенциально создают угрозу жизни. То есть все давным-давно знают про эти "лавочки" и едут туда, и все закрывают глаза на это", - подытожил свою статистику Яков ФЕДОРОВ.