В Казахстане готовится революция для отечественного ЖКХ

Наши постоянные читатели уже знают, что в тиши кабинетов готовится революция для отечественного ЖКХ. Задумалось чиновничество о бытие собственников не абы как, а после прошедших выборов в парламент, когда от Астаны до самых до окраин народ вопиял о беспределе и воровстве председателей КСК. Правда, общество просило власти навести порядок и помочь им контролировать распоясавшихся управдомов, но там, похоже, не стали мелочиться и решили сломать старое и построить новое. Вот об этой гидре о сорока пяти головах и пойдет сегодня речь.

Документ, который мне удалось отыскать в открытом доступе, называется “Сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” (вопросы КСК и газотехнических служб)”.

Именно эта штуковина и ляжет в основу самого законопроекта, который правительство намерено внести в мажилис уже в июне 2018 года, а там к концу года, если ничто не помешает и не отвлечет наших государственных мужей, то и примут революционные поправки. Так что времени на общественное обсуждение, учитывая, что сама таблица официально нигде не опубликована, остается не так много.

Поскольку документ объемный, то сразу нам с вами его не разобрать, очевидно, что “разбор полетов” продолжится в ближайших номерах.

Начнем с главного – никаких кооперативов и председателей КСК больше не будет, но если вы обрадовались, что с ними исчезнут тети Оли или дяди Алибеки, то ошибаетесь.

Теперь они станут председателями ОСИ (!), звучит-то как “объединение собственников имущества (ОСИ) – форма некоммерческой организации, являющаяся юридическим лицом и состоящая из собственников квартир и нежилых помещений одного многоквартирного жилого дома, осуществляющая управление объектом кондоминиума, финансирующая его содержание и обеспечивающая его сохранность…” (проект. пп. 48) ст. 2 Закона РК “О жилищных отношениях”). В переводе на обычный язык это означает, что прежних “колхозов”, где в одном КСК было 100 с лишним домов, больше не будет, вот есть один дом, зарегистрировали собственники свое объединение ОСИ, выбрали председателя, открыли счета в банке, заключили договоры с поставщиками коммунальных услуг и сервисной компанией – и привет. Хорошо работает соседский управдом, ваш никуда не годится, хотите перейти вашим домом в то ОСИ – дудки, терпите или переизбирайте свое чудо. Обсуждать, хорошо это или нет, сегодня не будем, нам бы разобраться хотя бы с частью новинок от правительства. Зачем нужно создание Единой информационной системы ЖКХ

Если помните, то нашим реформаторам мы задавали очень прямой вопрос: оставят собственникам право выбора форм управления их домовым хозяйством или нет. Там темнили, отводили глаза, делали вид, что не понимают вопроса…

Ну теперь все покровы сорваны, никакого права выбора у собственников больше нет: или ОСИ, или ничего. Если, конечно, в вашем доме всего-то десять квартир, а значит, никакой бизнес-привлекательности ваше хозяйство не представляет, убыток один – кому оно надо?

Читаем таблицу ст. 42 в новой редакции – формы управления объектом кондоминиума:

“1. Для управления объектом кондоминиума, финансирования его содержания и обеспечения его сохранности собственники квартир и нежилых помещений одного многоквартирного жилого дома обязаны создать юридическое лицо в особой форме некоммерческой организации – объединение собственников имущества (ОСИ).

В многоквартирном жилом доме, если количество квартир и нежилых помещений в нем не превышает десяти, допускается непосредственное совместное управление кондоминиумом всеми участниками кондоминиума без создания юридического лица (простое товарищество)”.

Если прочитав это, вы решили, что “там” забыли про идею передать все и вся управляющим компаниям, то напрасно, ко всем этим уловкам мы вернемся в другой раз, а сейчас о других ноу-хау.

Новости про деньги

Как мы уже писали не раз, наконец-то появится информационная система, иначе говоря, официальный государственный сайт, куда председатели ОСИ будут обязаны выкладывать отчеты о расходовании средств, там же будут проходить собрания участников ОСИ, туда же будут обязаны выкладывать сметы доходов и расходов и прочие для собственников прелести. К слову, касается это не только нью-управдомов, жилищные инспектора будут обязаны выложить сюда итоги проведенной проверки для всеобщего обозрения.

В таблице система названа “Единая информационная система жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ)", и под нее прописана новая статья 10-6. Всего, что в ней содержится, перечислять не будем, упоминаются там и местные, и правительственные органы, процитируем только пп. 3: “ЕИС ЖФ и ЖКХ обеспечивает:

бесплатное предоставление авторизированного доступа всем участникам для внесения, просмотра и редактирования своей информации;

обмен информацией между участниками;

проведение собраний и голосований в электронном формате; Зачем для нужд ЖКХ в Казахстане нужен эскроу-счет

подачу заявок на обслуживание и контроль за их исполнением;

автоматизированный анализ данных и процессов, а также иные функции, востребованные потребителями”.

Таблицей, читай – проектом закона, предусмотрена еще одна полезная и приятная вещь: председатели ОСИ будут обязаны каждый месяц знакомить собственников с движением денег на банковском счете. П. 8 ст. 31: “Орган управления ОСИ или доверенное лицо простого товарищества обязаны ежемесячно предоставлять участникам объекта кондоминиума информацию о движении денег по банковскому счету и расходовании средств на содержание МЖД”.

МЖД – это многоквартирный жилой дом, а как нами уже писалось, банковскую выписку подделать невозможно, она формируется автоматически в банковской системе платежей, так что что-то надежнее для контроля за своими деньгами придумать сложно.

Хорошо и то, что реформаторы возложили труд подготовки типовых договоров, которые будут заключаться между ОСИ и сервисными компаниями, а также наемными работниками, на правительство в лице профильного министерства. Статья 10-2: “10-6) утверждает типовую форму договора между высшим органом участников объекта кондоминиума или органами управления ОСИ с субъектом сервисной деятельности, а также типовой контракт с наемным физическим лицом как органом управления ОСИ…”. Очевидно, что порядка и единообразия в области оказания услуг сервисными организациями, а также их ответственности, в том числе и финансовой, станет больше.

Наконец-то в Законе “О жилищных отношениях” будет дана прямая ссылка на документ, отвечающий за порядок расчета ежемесячных платежей на содержание общедомового имущества.

Та же статья 10-2, только пп. 10-4): “Уполномоченный орган: 10-4) разрабатывает и утверждает методику расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума, включая методику расчета минимального размера эксплуатационных расходов”.

Вот на последнее обязательно обратите внимание: впервые правительство озаботилось и законодательно готово разработать методику расчета минимального размера ежемесячных сборов. Именно по ней, согласно предложениям, указанным в таблице, местные органы власти будут рассчитывать этот показатель с постатейной разбивкой типов расходов для своей территории. Ну а устав ОСИ по замыслу разработчиков будет разрабатывать само правительство.

Из других нововведений про деньги обратим ваше внимание на предложение внести в Закон “О жилищных отношениях” новое понятие:

“Ст. 2. 53) целевой взнос – разовый взнос участников ОСИ для оплаты мероприятия, не предусмотренный сметой на содержание общего имущества объекта кондоминиума, за реализацию которого проголосовало не менее 2/3 участников ОСИ...”.

По поводу размера ежемесячных сборов для накопления на капитальный ремонт обрадовать нечем: не захотели услышать крик собственников наверху, не возжелали увидеть того, что повсеместно размер этого сбора уменьшен в разы решением общего собрания собственников, и норма в 0,02 от МРП не работает. Но, что еще более странно, просто подрывная деятельность какая-то, закрыли свои глазки разработчики даже на массовое падение доходов населения Республики Казахстан в последние два года. ЖКХ в Казахстане хотят отдать на откуп бизнесу: к чему это приведет

Лучшей доли нам не обещают, так откуда жителям не только малых городов, но и столиц взять аж 45 тенге 38 тиын за один квадратный метр, если многие на содержание общедомового имущества платят 11 тенге.

Вопрос не риторический, и мы предлагаем на него ответить самих разработчиков, а заодно разъяснить, как они видят механизм действия фонда, куда они намерились все эти накопления на капитальный ремонт перечислять.

Да, дорогой читатель, проектировщиками ЖКХ предлагается сброситься в общак, мол, так деньги будут целее, и эти ужасные воришки – председатели КСК (ОСИ) их не разворуют. Что ж, будем разбираться, считайте это темой следующего номера.