В Казахстан запретили ввозить российское топливо

Постащики топлива из России буквально залили своим товаром казахстанский рынок. Наша страна должна была получить из России по годовому плану чуть больше миллиона тонн бензина и пятьсот тысяч тонн солярки. Но завезли в страну топлива больше, чем нужно было. Это стало угрозой казахстанским НПЗ. Их продукция становилась невостребованной. Было принято решение провести переговоры с российскими чиновниками, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. 

Российское правительство с пониманием отнесловь к своему партнеру по Евразийскому Союзу. В Москве согласились временно ограничить импорт бензина в Казахстан, хотя подобные запреты противоречат интеграционным соглашениям. С начала года в нашу страну поступило 320 тысяч тонн бензина, вместо полженных 170. Все хранилища заполнены до отказа. От этого страдают только продавцы, а потребителям такой расклад только на руку.

Магзум Мырзалиев, вице-министр энергетики РК:

- Запасы бензина и дизельного топлива в стране достаточны. Так, по 92-му бензину – а это один из ходовых видов бензина – запас составляет 460 тысяч тонн. При этом, по нашим расчетам, для того чтобы мы имели условный комфорт или защищенность, нам необходимо иметь порядка 200 тысяч тонн. То есть наши запасы практически в два с половиной раза превышают минимальный объем. По дизельному топливу запасы еще больше и составляют 550 тысяч тонн.

Запрет на ввоз топлива никак не повлияет на ценники казахстанскиз АЗС, заявили в Правительстве. Во всяком случае, до лета цены будут стабильны.  Эмбарго вводят лишь для того, чтобы казахстанские НПЗ смогли продолжать работу и обеспечивать фермеров льготным топливом. Сегодня также стало известно, что строительство нового нефтеперерабатывающего завода в стране в ближайшее время не начнется. Эксперты пока ищут ответы на предварительные вопросы.

Магзум Мырзалиев, вице-министр энергетики РК:

- В первую очередь, это месторасположение завода, второе – это его мощность и, соответственно, ориентировочная стоимость строительства, третье – это рынки сбыта продукции нового завода. И четвертый, очень важный вопрос – это ценообразование.

В стране сейчас работают три НПЗ - в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. Президент Казахстана поручил построить 4-ый завод. Строительство еще не начали. А чиновники уже посчитали, что средств не хватает даже на то, чтобы модернизировать существующие НПЗ. Все работы должны были быть сданы к 2016 году, Однако, теперь сроки сдвигаются. 

Мировая практика показывает, что строить нефтеперерабатывающие заводы мощностью меньше 10 миллионов тонн в год попросту нерентабельно. Такое производство никогда не окупит затрат. Однако возведение даже не самого большого НПЗ обойдется Казахстану примерно в 10 миллиардов долларов. Как раз сейчас в правительстве просчитывают все риски и уже в ближайшее время планируют  заказать технико-экономическое обоснование этого грандиозного проекта.

Loading...

Автор: Караван.kz