В Казахстан - за деньгами

Среди мигрантов, вынужденных искать работу за рубежом, мужчины и женщины, люди среднего возраста и молодежь. В последнее время даже подростки, закончившие девять классов, вместо учебы вынуждены ехать на заработки за рубеж. В настоящее время рынок труда в Узбекистане находится под мощным демографическим давлением (ежегодный прирост населения - 300 тысяч человек), так как в трудоспособный возраст вступает поколение молодых людей, рожденных в середине 80-х годов прошлого века, то есть в период максимально высокой рождаемости.
По данным комитета по миграции Министерства труда и соцзащиты населения Казахстана, с 1999 по 2006 годы наибольшее прибытие иммигрантов наблюдается именно из Узбекистана - 57,6 процента от общего числа прибывших их стран СНГ (на втором месте Россия - 26,5 процента).
Чтобы понять мотивы, по которым узбеки выезжают на заработки в Казахстан, необходимо внимательно присмотреться к ситуации внутри страны. По природе своей узбеки оседлый народ, и чтобы они приняли решение покинуть насиженные места в поисках заработка, необходимы веские причины. С одной стороны, проводимые в Узбекистане реформы не дали тех результатов, на которые надеялось узбекское правительство. Не удалось создать необходимое количество рабочих мест, особенно в сельской местности, где проблемы занятости стоят наиболее остро.
С другой стороны, Узбекистан - единственная страна Центральной Азии, где темпы роста населения довольно высокие (по оценкам Госкомстата Узбекистана, ежегодный прирост в 300 тысяч человек). Естественно, растет количество трудоспособного населения, которое невозможно обеспечить работой внутри страны.
Причиной узбекской трудовой миграции является сочетание экономического застоя и устойчивого демографического роста. А так как процесс создания новых рабочих мест не поспевает за ростом населения, тенденция экспорта рабочей силы не только сохранится, но и усилится. По последним прогнозам, при нынешних темпах роста население Узбекистана с нынешних 26 миллионов может вырасти к середине 2008 года до 27 миллионов.
Близкие народы
Казахстан пользуется большой популярностью у трудовых мигрантов из Узбекистана еще и потому, что народы имеют общие корни, родственные языки и обычаи. Кроме того, одним из важных факторов привлекательности Казахстана является толерантность казахстанцев. В этом плане Казахстан выглядит более привлекательным местом для трудоустройства, чем та же Россия.
Если в России наблюдаются тенденции выдавливания иностранной рабочей силы из страны, нередки случаи нападения на людей по этническому признаку, то в Казахстане на уровне правительства стимулируется процесс миграции рабочей силы. Регулярно проводимые акции по легализации мигрантов, либеральное отношение к ним, безусловно, делают Казахстан более привлекательным местом для переезда.
Официальные и неофициальные источники по-разному оценивают данные по узбекским мигрантам в Казахстане. Согласно исследованию Международной организации по миграции, число трудовых мигрантов из Узбекистана в Южном Казахстане, где концентрируется, до 90% всех узбекских мигрантов, составляет 200 тысяч человек. Тогда как по оценкам государственных чиновников и данным общественных организаций - до 1 миллиона человек.
Опасения
Миграционные потоки имеют не только позитивные, но и негативные свойства. Узбекские мигранты не замыкаются только на Южном Казахстане, а активно нанимаются через строительные компании работать на объектах Астаны, Алматы, Атырау, и в других городах. Однако, несмотря на выгодность привлечения рабочих из сопредельных стран, в Казахстане выражается обеспокоенность в плане нелегальной трудовой миграции. Некоторые полагают, что она может представлять угрозу национальной безопасности.
Опасения носят не всегда объективный характер. Мол, Узбекистан граничит с Афганистаном, а трудовые мигранты могут стать передаточным звеном транзита наркотических средств. Тем более, что трудовая миграция из Узбекистана часто носит нелегальный характер. Тем самым оправдывается идея усиления миграционного контроля. Хотя, с другой стороны, географическую близость Узбекистана к Афганистану как фактор усиления наркотрафика рассматривать не всегда правильно. Узбеки, желающие заработать в Казахстане, не захотят связываться с таким опасным делом, как транспортировка наркотиков. А реальным наркотрафиком могут заниматься организованные преступные группы, имеющие хорошую организационную и финансовую структуру. Хотя в руки силовых структур обеих стран чаще всего попадаются случайные наркокурьеры.
Проблема поиска консенсуса между потребностью в трудовых мигрантах и попыткой решения проблемы усиления миграционного контроля ложится на плечи силовых структур Казахстана. Министерство внутренних дел РК вышло с инициативой создания единого госоргана в сфере миграции. В настоящее время МВД РК совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РК рассматривает вопрос о возможности изменения порядка привлечения низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, особенно занятой на сезонных сельскохозяйственных работах и строительстве.
Выгодна ли миграция?
Официально на работу из Узбекистана можно выехать только в Южную Корею. Существует межправительственное соглашение, согласно которому узбеки могут легально выехать в эту Юго-Восточную страну на заработки. Между Казахстаном и Узбекистаном, как и между Россией и Узбекистаном подобных правовых документов пока не подписано. Есть лишь устные пожелания российского президента Владимира Путина принять в России большое количество неквалифицированной рабочей силы из Узбекистана.
Потребность в правовом закреплении статуса узбекских трудовых мигрантов назрела давно. До тех пор, пока узбекские власти не отрегулируют вопросы миграции, граждане Узбекистана будут подвергаться всевозможным притеснениям за рубежом. Трудно сказать, почему этот вопрос не решен в двустороннем формате, а миграционные потоки не регулируются как со стороны поставщика рабочей силы, так и со стороны получателя.
Ведь несложно понять, что узбекским властям трудовая миграция в соседние Казахстан и Россию даже выгодна.
Во-первых, тем самым регулируется численность населения внутри страны. Если невозможно обеспечить работой растущее население, лучше сделать так, чтобы за границей они работали во благо родины. Согласно межправительственному соглашению с Южной Кореей, Узбекистан официально получает отчисления от любого трудового мигранта, выехавшего в эту страну.
Во-вторых, в большинстве своем в среде безработных велика доля молодежи. Окончив школы, колледжи и институты, они не всегда могут найти применение своим силам и знаниям. Преобладание в структуре миграции неквалифицированной рабочей силы говорит о том, что из Узбекистана, по большей части, выезжают молодые люди, не успевшие получить ту или иную специальность. И молодые люди, которые не смогли найти средств, чтобы поступить в колледж или ВУЗ.
В-третьих, молодежь всегда и везде была носителем не только самых передовых, но и самых радикальных идей. Именно из этой среды чаще всего набирают волонтеров террористические организации и группы. В принципе, узбекские власти сквозь пальцы смотрят на трудовую миграцию в близлежащие страны именно по этой причине: внутри страны протестный потенциал не копится, а самая рисковая группа населения выезжает на заработки за границу.
Не всегда
Все вышеперечисленные три фактора имеют право на существование. Однако нельзя однозначно сказать, что трудовая миграция из Узбекистана носит исключительно позитивный характер. Сразу после второй мировой войны вернувшиеся с полей сражений солдаты никак не могли уяснить себе простую формулу: почему в победившей стране жизнь намного тяжелее, чем в поверженной Германии.
Примерно такие же настроения могут возникнуть и у узбекской молодежи. Каждый раз по возвращении на родину они обнаруживают ее еще более слабой и уязвимой. Естественно, они начнут задаваться вопросами, почему в стране с трудолюбивым народом и богатыми ресурсами уровень жизни людей ниже, чем в том же Казахстане или России.
Единственное, что видно невооруженным глазом - проблема нелегальной трудовой миграции. Если в той же Южной Корее узбекам, выехавшим по квоте, окажут первую медицинскую помощь, обеспечат минимальный соцпакет, то в России и Казахстане получить вышесказанное весьма проблематично. Это бесправие делает узбекских гастарбайтеров уязвимыми как перед потенциальными работодателями, так и перед любыми местными госорганами.
Вполне возможно, решение проблем нелегальной миграции найдут ШОС или ЕврАзЭС, путем создания некой наднациональной структуры, регулирующей эти процессы. Также есть возможность решить проблему через двусторонний договор между Узбекистаном и Казахстаном.
Безусловно, намного эффективнее было бы решить вопрос установления контроля над узбекской нелегальщиной в самом Узбекистане или, по крайней мере, с его активным участием. Пока узбекские власти не проявляют достаточного интереса к решению вопроса, поэтому, несмотря на попытки казахстанской стороны по укреплению границ и вводимые меры по контролю за передвижением иностранных граждан, миграционные потоки продолжают расти.
В будущем эта проблема, в сочетании с порождаемыми ею последствиями, способна крайне обострить ситуацию на юге Казахстана и привести к серьезным осложнениям в межгосударственных отношениях. Уже сегодня южные регионы Казахстана испытывают большую социальную перегрузку. Дополнительный же приток нелегальных мигрантов не может не обострить конкуренцию на рынках труда, жилья и, следовательно, вызвать недовольство местных жителей со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Фото сайта rg.ru