В Казахстан - за деньгами

Рост количества нелегальных рабочих бригад из Узбекистана на территории Казахстана - факт, который нельзя отрицать. Часто, благодаря относительно дешевому труду узбекских гастарбайтеров, темпы роста строительства в соседней республике становятся очевидным фактором общего экономического роста и повышения капитализации казахстанской экономики. Нельзя не сказать и о том, что Астане выгодно привлекать узбекских строителей, многие из которых в плане имеющихся у них навыков строительства превосходят местных строителей.
Тому есть вполне объяснимая предпосылка: культура строительства в соседнем Узбекистане имеет более глубокие корни, чем в Казахстане.
В Казахстане идет бурное строительство в ключевых городах Астане и Алматы, Атырау, Шымкенте, вообще везде, где есть деньги. Наряду с государственным заказом, согласно которому столица Казахстана должна стать такой же, как Нью-Йорк в США или Шанхай в КНР, весьма активно строится малый и частный бизнес, население, средний слой которого уже не желает жить в стандартных квартирах. Запущенные в Казахстане так называемые прорывные проекты также добавят объемов строительства, а приоритетные для казахстанского правительства инфраструктурные проекты - еще более усилят дефицит рабочей силы в стране.
Министерство труда РК прогнозирует, что потребность в рабочей силе ежегодно будет прирастать на 60 тысяч человек. В ситуации, когда внутренняя демографическая ситуация в Казахстане не способствует естественному приросту населения, страна вынуждена привлекать рабочую силу из соседних государств.
Что привлекает в Казахстане
Казахстан на сегодняшний день является довольно привлекательным рынком для трудоустройства узбекских и киргизских гастарбайтеров. Причем, ключевым фактором роста притока рабочей силы стали даже не темпы строительства в Казахстане, сколько, во-первых, довольно либеральная миграционная политика казахстанских властей, во-вторых, географическая близость страны для граждан соседних государств. В подтверждение первой части аргументации можно сказать то, что в Казахстане периодически проводятся акции по легализации трудовых мигрантов, а меры вынужденной отправки их домой - весьма редки, и не практикуются на постоянной основе. В то же время географическая близость и схожесть климатических условий - немаловажный фактор в трудовой миграции. Часто имеют место случаи, когда узбекские гастарбайтеры возвращаются домой с объектов, в частности, Астаны, где зима весьма суровая. Проведя дома холодное время года, ранней весной они возвращаются на казахстанские объекты.
С другой стороны, средний уровень заработной платы в Казахстане - довольно привлекательный фактор для трудовых мигрантов. Зарплату в 250-300 долларов здесь можно получать на самой неквалифицированной работе, тогда как специалисты могут получать от 400 до 600 долларов. В отличие от Казахстана киргизы и узбеки не могут похвастаться экономическими успехами, а уровень реальной безработицы толкает их к выезду из родной страны.
Последствия неграмотной политики
Конечно, в плане поставок продовольствия и плодоовощной продукции Казахстан довольно ощутимо зависит от Узбекистана. Один этот фактор заставляет казахов дружить с узбеками. У Казахстана сейчас множество причин желать того, чтобы граница между странами стала прозрачной. Кроме того, что из Узбекистана в Казахстан поставляются фрукты и овощи, продукция нефтехимии и текстиль, есть такой существенный фактор, как избыток наличности в Казахстане. Экономический рост стал стимулом для процесса накопления капитала, и сегодня казахстанский бизнес внимательно присматривается к своему южному соседу. В Узбекистане довольно много объектов промышленной инфраструктуры, других привлекательных сегментов экономики, куда можно вложить деньги. При потенциально емком (Узбекистан - самая густонаселенная страна ЦА) внутреннем рынке, любые инвестиции в Узбекистан могут стать золотой жилой для казахстанских бизнесменов.
Не случайно между странами довольно быстро разрешился вопрос демаркации. Отныне ни Казахстан, ни Узбекистан не имеет друг к другу территориальных претензий. С другой стороны, некоторые действия узбекских властей становятся стимулом для того, чтобы развивать казахстанскую экономику. Как это ни странно звучит, но, к примеру, несколько лет назад узбекские власти попытались опустить железный занавес на узбекско-казахстанской границе. Официальная версия выглядела следующим образом: мол, в соседнем Казахстане свирепствует грипп, поэтому Узбекистан вводит ограничения на перемещение людей через границу. Наряду с этими ограничениями, узбекские власти попросили соседей закрыть рынки в приграничных районах Казахстана и прекратить прием узбекской валюты.
Судя по всему, узбекские власти таким способом стремились предотвратить отток валюты из страны, способствуя развитию отечественного производства. Но это лишь в теории. На практике стал резко расширяться формат экономического шоппинга, а узбеки стали оставлять на рынках Казахстана еще больше валюты. Ужесточение мер на границе лишь увеличило доходы людей, которые осуществляли нелегальный переход на узбекско-казахстанской границе.
Следующий пример из недавнего прошлого. В мае текущего года узбекские власти попытались перевести торговлю спиртным в специализированные магазины. Однако жесткое регулирование торговли спиртным на внутреннем рынке способствовал увеличению нелегального импорта спиртного из Казахстана. И подобных не всегда грамотных действий с узбекской стороны предпринимается немало.
Факторы трудовой миграции
В силу высоких пошлин на импорт и низкого качества узбекских товаров, большинство граждан Узбекистана предпочитают отовариваться в Казахстане. При этом официальный курс валюты в Узбекистане разительно отличается от реального, в результате чего обладатели валюты стараются обменять ее в теневом секторе. Высокий курс казахстанского тенге к узбекскому суму заставляет узбеков выезжать в соседнюю страну как легальными, так и нелегальными путями. Существенные различия в покупательной способности валют также стали фактором трудовой миграции.
В целом у проблемы узбекской нелегальной миграции имеется как минимум три составляющие. Во-первых, это внутренняя ситуация в Узбекистане, где на селе проживает большая часть населения. Ситуация в экономике довольно сложная, а тенденций ее роста пока не наблюдаются. Ко всему прочему высокий уровень безработицы в регионах страны приводят к постоянному выбросу трудоспособного населения в приграничные регионы Казахстана. Во-вторых, Казахстан заинтересован в привлечении относительно дешевой рабочей силы из Узбекистана, причем с навыками, которые нельзя назвать примитивными. Зачастую уровень базовой подготовки строителей в Узбекистане выше, чем в Казахстане.
По итогам легализации рабочей силы, которая проходила в Казахстане с августа по декабрь 2006 года, видно, что трудовые мигранты из Узбекистана доминируют на "рынке разнорабочих". Только за два месяца акции по легализации мигрантов через органы внутренних дел прошли 86169 незаконных трудовых иммигрантов. Больше всего трудовых мигрантов на тот момент легализовали в Алматы, Алматинской и Южно-Казахстанской областях, а главное, что из общего числа легализованных гражданами Республики Узбекистан являются 62689 человека (72,8 процента), Киргизской Республики - 11350 (13,2 процента), Российской Федерации - 5558 (6,4 процента), Республики Таджикистан - 2545 (2,9 процента), прочих - 4027 (4,8 процента). Основная часть легализованных трудовых иммигрантов занята на объектах строительства (62126), в сфере обслуживания (10098) и сельском хозяйстве (7880).
Фото сайта newizv.ru