В Абайском районе вспышка туберкулеза среди крупного рогатого скота. Зараза распространилась в крестьянском хозяйстве «Ата», расположенном на зимовке Майбурнак, что недалеко от села Юбилейное. Санитарные врачи заявляют, что в Караганде нет условий для переработки зараженных туш.
Условно-годное мясо
Информация о вспышке инфекционного заболевания всплыла вчера на большом совещании, которое проводил Департамент по защите прав потребителей (бывшая СЭС). Пару недель назад обследовали крупный рогатый скот на пастбищах возле села Юбилейное. Сразу 79 туберкулиновых проб показали положительный результат. 16 июня абайский акимат вынес постановление об ограничительных мерах в крестьянском хозяйстве «Ата». Проверили 11 пастухов и доярок. К счастью, люди оказались здоровыми. На всякий случай, всех, кто контактировал с коровами, поставили на учет к районному фтизиатру. Врач будет наблюдать за ними в течение года. Люди надеются, что беда прошла стороной.
Проблема в другом. Что делать с больными животными? Их мясо считается условно-годным. И требует переработки по особой технологии, которая регламентируется специальным постановлением правительства. В Казахстане запрещено обеззараживать условно-годное мясо в кондитерских, кулинарных или колбасных цехах. Не допускается контакт сырого условно-годного мяса с готовой продукцией.
Переработка инфицированных туш должна производиться в отдельных помещениях или в отдельную смену. После работы обязательна дезинфекция всего оборудования и одежды работников. Как сообщили в Департаменте по защите прав потребителей, в Карагандинской области функционирует 31 объект малого и среднего бизнеса по переработке сырья животного происхождения. Департаменту пока неизвестно, куда именно ушло туберкулезное мясо и как его перерабатывали. Поэтому санврачи решили предостеречь жителей области от покупки мяса на улице, у продавцов, которые не имеют сертификатов безопасности на свою продукцию.
- Условно-годное мясо можно употреблять в пищу только в том случае, если оно пройдет специальную термообработку, глубокую проварку,- пояснил Бауыржан Асаинов, руководитель Департамента по защите прав потребителей. – Но у нас в Казахстане существуют только два комбината, которые делают это. Один находится в Восточно-казахстанской области, другой – в Алматинской. У нас нет конкретных сведений, факт еще не подтвердился, но предварительно нам говорят, что, якобы, фирма уже заключила договор с местным мясоперерабатывающим комбинатом. Поступает информация о том, что мясо идет на забой и на утилизацию.
Контакта нет
Однако в ветеринарном отделе абайского районного акимата нас заверили в том, что ситуация с туберкулезным мясом под контролем. Часть животных уже, действительно, забили и в сопровождении ветеринарного инспектора отвезли в Караганду на мясоперерабатывающее предприятие. Из 79 больных коров в живых осталась только 41 голова. Вырезать хотели всех сразу, но пришлось это дело отложить. Дело в том, что из крестьянского хозяйства сбежали лошади. Пока фермер искал их по степи, ему было не до забоя.
В ветеринарной инспекции тоже просили не будоражить население. Собеседник, занимающий одну из руководящих должностей, подробно все прокомментировал (правда, на условиях анонимности):
- Ни один из переработчиков на свой страх и риск не будет совмещать условно годное мясо со здоровым. Потому что сейчас большая конкуренция среди предпринимателей. Все дорожат своим имиджем. Мясо из Абая приняло ТОО «Жан Сапа». Это цех, который изготавливает только тушенку. Дело в том, что если выявляется туберкулез, мясо идет в основном на изготовление консервов. Потому что там происходит глубокая проварка. При воздействии температуры в сто градусов бактерии туберкулеза погибают. На самом деле, консервная продукция, в том числе и та, которая идет из-за рубежа, из стран таможенного союза – вся от условно-годного мяса. Потому что за хорошее мясо и без переработки можно выручить нормальные деньги. Не выгодно пускать его на консервы. Поэтому испокон веков, еще при Советском Союзе, на всех мясокомбинатах – Карагандинском, Темиртауском, Балхашском – выделялся один санитарный день, который предназначался для забоя больного скота. Все это мясо уходило на изготовление тушенки. Мясо принималось, сразу перерабатывалось, после чего проводилась дезинфекция в цехах.
- Однако по информации департамента по защите прав потребителей, сегодня в Карагандинской области нет предприятий, которые располагали бы условиями для работы с инфецированными тушами.
- У нас в Караганде много предприятий, с хорошей репутацией: мясокомбинат №1, «Тулпар», «Тай». У них, действительно, нет консервных линий. Но единственно правильным решением было пустить на тушенку. Абайский районный акимат договорился с «Жана Сапой». На сегодняшний день другого переработчика, который бы взялся за это мясо, мы не нашли. Согласно действующему закону, именно местная исполнительная власть должна искать переработчика и заключать с ним соответствующий меморандум. Если все переработается, в последующем хозяин получит от акимата дотацию в размере 30 процентов от стоимости мяса. Уже разговор такой составлен.Так, если переработчик платил по 500 тенге за килограмм (при рыносной стоимость 80 тенге) к этому добавляем еще по 150 тенге. Всего выйдет округленно по 650. Так они посчитали девять тонн.
- Какова вероятность того, что туберкулез распространится на другие крестьянские хозяйства?
- Хозяйство «Ата» расположено очень далеко в степи. Можно сказать, что оно изолировано. Ближайший населенный пункт в 50 километрах. Контакта с животными из других хозяйств нет.