Школьники из Караганды запустили проект помощи детям–инвалидам, которые потеряли руки, пальцы, сообщает Sputnik Казахстан
Для этого дирекция лицея специально закупила усовершенствованный аппарат. Ученики 9-х и 10-х классов Казахско – турецкого лицея на школьных уроках проектируют протезы конечностей для детей. Руководит проектом и проводит необычные уроки учитель физики Алтынбек Карабатыров. Идея помогать людям с ограниченными возможностями пришла ему еще несколько лет назад. Учитель рассказывает, что частично воплотить идею в жизнь удалось в Павлодаре.
- Мы сделали на 3D-принтере модель руки, которая позволила ее обладателю кататься на велосипеде, самостоятельно за ручку открывать двери, поднимать легкие ведра и переставлять стулья. Такие, казалось бы, простые вещи, для нас привычные и малозначимые, ребенку принесли настоящую радость. Новые технологии, 3D-принтер позволил выполнить в протезе самую мелкую работу, на которую не способен заводской станок, — рассказывает учитель Алтынбек Карабатыров.
Принцип действия протеза очень простой, говорят школьники. "Новая рука" закрепляется на кисти или локте ребенка. В работу ее запускают движение мышц. Сжатие пальцев производит специальная леска и пружины внутри конструкции.
- Наш протез из прочного пластика. Для его производства нужно не так много времени. Сначала мы создаем модель при помощи компьютерной программы. Затем в работу вступает сам принтер, и в течение 18 часов протез практически готов. Его стоимость примерно 600-700 тенге. Плюс кожаная перчатка для крепления, это еще 500 тенге, — рассказывает Алишер Смагулов, ученик 10-го класса.
Ребята отмечают, что зарубежные аналоги стоят до нескольких тысяч долларов. Протез в точности до миллиметра повторяет анатомическое строение руки. К тому же, по мере взросления ребенка, его можно заменить, не затрачивая больших денег. Карагандинские школьники говорят, что не собираются строить на этом бизнес. Проект скорее благотворительный. Им заинтересовались дети, которые не понаслышке знают о проблеме инвалидов.
- Я раньше учился в таком же лицее в Астане. С нами в комнате жил мальчик, у которого не было части руки. Многие ему помогали пастель заправлять, с одеждой справиться, книгу держать. Ему было непросто жить. Поэтому хочу своей работой помочь другим обрести хоть небольшую способность пользоваться руками, — делится десятиклассник Кайсар Куаныш.
Протез карагандинских школьников рассчитан только на крупную моторику рук. Чтобы запустить модель для мелкой работы пальцев, ребятам еще предстоит поработать. Сейчас в лицее подыскивают детей-инвалидов, чтобы создать для них протезы. Если проект успешно реализуется в Караганде, его запустят по Казахстану во всех казахско-турецких лицеях страны. Впереди ребят ждет разработка моделей, которые будут работать от импульсов головного мозга.