Большинство пострадавших не верят словам местных акимов. Власти повторяют ошибки, которые они допускали и год, и два, и пять лет назад. Точно так же говорили о помощи, но помогли не так, как обещали.
Все дело в дамбе?
Большую воду ждали, но она пришла неожиданно. Как обычно, главной виновницей бед стала погода: в конце недели по всему Казахстану температура воздуха поднялась до 16–18 градусов, что вызвало обильное таяние снегов. Затем случился ливень. Вышли из берегов реки. По данным комитета по ЧС на 19 апреля, спасено 70, эвакуировано 7 115 человек в ВКО, СКО, Акмолинской, Актюбинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской областях. Из них 1 949 вернулись домой.
Аховая ситуация везде. Но особого внимания удостоился Атбасарский район Акмолинской области. Здесь размыло дамбу, построенную в прошлом году. Выделено было на нее 200 миллионов тенге. Потрачено только 63. Откуда такая разница в цифрах МВД и акимата, решать уже прокуратуре.
Но, как бодро отрапортовал акмолинский аким Малик МУРЗАЛИН, на спасательных работах задействовано более 1 000 человек и 2 000 единиц техники. Затопило только 700 домов, людей эвакуировали.
Возможно, и так, но как быть с утонувшей домашней утварью, техникой, домашней скотиной? Как рассказала “КАРАВАНУ” жительница затопленного Атбасара Наталья, в этом году тонут те же самые дома, что и два, и три года назад. Их владельцы не хотят возвращаться. Но идти им некуда: компенсации от властей чаще всего не хватает даже на ремонт жилищ.
Где-где? В Караганде!
Вопреки ожиданиям ДЧС Карагандинскую область снова затопило. Четвертый год подряд весна вместо радости приносит слезы и портит имущество.
Единственное отличие паводка-2017 – топить начало чуть позднее. Пик пришелся на 13–17 апреля. После резкого повышения уровня воды в реках Нура и Шерубай-Нура жители пяти районов – Бухар-Жырауского, Каркаралинского, Абайского, Шетского и Нуринского – оказались в эпицентре очередного потопа. Акимы объявили о ЧС местного масштаба.
Спасатели бросились на помощь. Они вывезли 1 906 человек, отогнали 5 468 голов скота, возвели почти 40 км насыпей, укрепили 18 дамб и валов, откачали 11 тысяч тонн воды.
Интенсивный сброс воды из водохранилищ спас плотины от разрушения и помог избежать масштабной трагедии, подобной той, что произошла три года назад в поселке Кокпекты. Но одновременно вода подошла к населенным пунктам у берегов Нуры.
Больше остальных пострадали поселки Чкалово и Садовое. Здесь подтоплен 91 дом. Эвакуированы 137 жителей Чкалова и все 308 Садового. От стихии пострадали поселки Сарытобе, Андрейниковка, Кызылжар, Красная Поляна, Карамурын, Заречное Нуринского района, отделение Первое Мая Бухар-Жырауского района… Спасателям чудом удалось отвести воду от поселка им. Габидена Мустафина, пострадавшего от паводка в 2015 году.
В области размыты восемь участков автодорог. Закрыто движение на участке Караганда – Каркаралинск.
Вода, сброшенная из Самаркандского водохранилища, затопила скважины Сергиопольского водозабора. Без питьевой воды остались жители восточной части Темиртау.
В селе Буркитты Каркаралинского района упала подмытая опора ЛЭП. Без света села Коянды и Акжол.
– Самое главное – в этом году удалось избежать жертв, – рапортуют чиновники.
Местные жители же настроены не столь оптимистично.
– Сколько еще весен нас будет топить?! – задают они вопросы. – Почему потопы стали визитной карточкой региона, а власти предпочитают компенсировать ущерб, а не предотвращать наводнения?
Актобе: виноваты погода и население
Еще один регион, где не ждали беды, – Актобе. Пока акимат боролся со снегом на территории привычных проблемных районов, вода пришла из другого места.
К 10 апреля из-за быстрого таяния снега в реках Илек, Каргалы, Сазды, Жинишке, Бутак, Песчанка началось половодье. Пик пришелся на 15–16 апреля. В Актобе пошел дождь. Осадки подняли уровень воды. 16 апреля в областном центре был введен режим ЧС.
– 30–31 марта выпала месячная норма осадков. На площади водосбора Каргалинского и Актюбинского водохранилищ до сих пор тает снег, – обвинил в беде погоду начальник ДЧС Бауыржан СЫЗДЫКОВ.
Власти заверяют: предупреждать население об опасности начали заранее, но многие отказались уезжать. Под воду ушли три жилых дома, 18 дворов, 644 дачных дома, 5 из них разрушены. Эвакуировали 1 907, спасено 70 человек.
Аким области Бердыбек САПАРБАЕВ, прервавший из-за ЧС свой отпуск, прошелся по затопленным улицам и как мог утешал пострадавших.
– Ситуация сложная. Это временные трудности, немного нужно потерпеть, – обратился он к ним. – Самое важное сейчас не паниковать, а поддержать друг друга. Никто не останется без внимания и помощи. Конечно, в рамках закона. Создана городская комиссия по определению ущерба и выработке мер по устранению последствий паводка. Комиссия будет работать индивидуально с каждой семьей, примет решение по каждому дому.
Кто виноват и что делать?
Пока в регионах спасают от паводка-2017, в Астане, которая едва не стала степной Венецией, пытаются найти конкретных виновников ЧС.
– “Казгидромет” признает, что в ряде регионов произошли ошибочные расчеты как по количеству выпавших осадков, так и температурного фона, – говорит вице-министр внутренних дел РК Юрий ИЛЬИН.
– Мы давали прогноз притока по 11 водохранилищам по Казахстану. Из них, к сожалению, у нас были допущены погрешности, которые отметил господин Ильин. Это притоки Астанинского водохранилища, Самаркандского и Топарского, – через день парирует директор департамента гидрологии РГП “Казгидромет” Дидар ЖАНИБЕКУЛЫ.
Ошибку метеоролог объяснил нехваткой гидропостов и метеостанций.
А вот мажилисмены от “Народных коммунистов” еще зимой говорили о катастрофической нехватке квалифицированных гидрологов. И сейчас они предлагают подойти к проблеме паводков более основательно.
– Каждый год с завидным постоянством ситуация повторяется. Никто в госорганах не смог предсказать поднятие воды в реках, объем таяния снега и направление крупных водных потоков. Возникает вопрос: почему? Не пора ли подойти к этому вопросу основательно и комплексно, проанализировать все риски и принять одно, но верное решение, – обратился с депутатским запросом мажилисмен Владислав КОСАРЕВ.
Таким решением он видит создание новой программы, которая и от паводка помогла бы страну уберечь, и от летней засухи. Парламентарий не стал скрывать, что влететь реализация этой программы может в копеечку. Но это все равно дешевле, чем каждый год спасаться от паводка.
Между тем прогнозы метеорологов не радуют: впереди проливные дожди и новые потопы. Критической остается ситуация в Акмолинской, Костанайской и Карагандинской областях. Воду ждут в СКО, в горных регионах ВКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Гражданская инициатива
Между тем простые казахстанцы несут в волонтерские штабы продукты и теплые вещи.
– Все это мы распределим между жителями страны, пострадавшими от паводков. Но это просто гражданская инициатива, попытка показать тем, кто лишился всего в воде, что они не одни, что все казахстанцы готовы им помочь. Мы сознательно дистанцировались от политики в нашей деятельности. Вопросы строительства жилья, инфраструктуры и так далее решать все-таки должно государство, – говорит один из организаторов штаба “Тaskyn Komek” Талгат АБДИЖАППАРОВ.
Уже перечислили свой однодневный заработок в пользу пострадавших от паводков депутаты, деятели культуры и многие другие, не сообщившие об этом благородном поступке в СМИ и соцсетях.
Когда работает ЧС, власти молчат...
В Костанайской области неделя началась с большой воды. В некоторых краях – просто невиданной. Сообщения одно страшнее другого и жуткие фото расходились по соцсетям.
В воскресенье поплыл поселок Диевка Аулиекольского района. Вода с полей захлестнула села.
– Вчера тут по пояс было, – рассказала Динара КУСЫМБАЕВА. – На работу не вышла – ни на чем не проедешь. Коров отогнали к знакомым. Свиньи в сараях по шею плавали.
В воскресенье затопило и Карасуский район. Люди спасались от потопа в поселках Октябрьский, Железнодорожный, Зеленовка, Караман, в самом Карасу.
– Вода пошла вечером, – рассказывает жительница Октябрьского Сания КУСАИНОВА. – Хлынуло с полей. Мы о наводнениях и не слыхали. Убегали через забор к соседям. Вода стояла в домах. Как прокопали канаву вдоль дороги, она начала спадать. Правда, теперь дороги у нас нет.
– Люди сплотились, согнали скот, перегонят его в безопасное место, а вода следом. Опять гонят, – подтверждает жительница Железнодорожного Анна ДАНЕВСКАЯ.
Ночного марафона по ледяной воде не выдержал 63-летний сосед Анны Виктор Шверст. Сердце сдало. Умер. На сельском кладбище его даже похоронить не удалось – затопило. Увезли тело в соседние Челгаши. В селе Восток утонул 58-летний житель. Вода смыла мост, по которому он шел.
17-летняя Марина МУЗЫЧКО из поселка Бакан Карасуского района рассказала в соцсетях о бедственном положении своей семьи. Их старый дом после большой воды стал непригоден для жизни.
Как только эта информация попала в прессу, их навестил сельский аким. Просил удалить посты из соцсетей. Сказал: акимат сам поможет. Но не сказал, когда и чем.
А ведь это самый актуальный вопрос для всех пострадавших. Местные чиновники немногословны: ЧС не объявлена, пока собирайте данные, фотографируйте, там видно будет. Люди понимают: если ЧС не объявили на пике бедствия, после него вряд ли стоит и надеяться. Тем более аким области Архимед Мухамбетов 18 апреля на совещании сообщил правительству, что в регионе подтоплено всего... 22 дома.
Стихия нагрянет с минуты на минуту
В районе имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области вода вышла из русла реки Шарык и затопила 157 домов сразу в трех селах. Стихия крушила все на своем пути. Лишь благодаря быстрой эвакуации жителей удалось избежать человеческих жертв.
Паводок сошел так же быстро, как и нахлынул. Сегодня пострадавшие селяне уже возвращаются в свои дома, а власти обещают, что один на один с бедой никто не останется.
Но эта атака водной стихии стала лишь первым прорывным наступлением.
Во вторник на встрече с журналистами аким СКО Кумар АКСАКАЛОВ не скрывал: впереди серьезные испытания. Сергеевское водохранилище, основной резервуар-накопитель региона, уже переполнено в 1,5 раза. Перелив через гребень плотины составляет 3,4 метра. В пик прошлогоднего паводка было всего 2 метра.
Уже на следующий день высота перелива сократилась на 7 сантиметров. Вода пошла на спад. Но в регионе не исключают, что это лишь “затишье перед боем”. В конце недели в регионе ждут сильные дожди и паводок на реке Есиль.
P.S. В Жамбылской области затопило село Жанаоткель Жуалынского района. Вчера ночью местные власти предупредили жителей, что плотина на реке Терис не справляется с паводком, поэтому вниз по течению будет спущено 150 кубометров воды. Вода пришла. В каждый дом и двор. Река Асы, в которую впадает Терис, вышла из берегов, превратив местные тугаи в мангровые леса.
Днем в поселок прибыли ЧС. Но спасатели никого не спасали. Они записали происходящее на видео и соорудили из мешков с песком ограду вокруг новой школы, построенной три года назад. И уехали, пожелав местным жителям удачи.