В какие опасные развлечения играли советские дети

При этом взрослые забывают, насколько опасными были игры в их детстве, не испорченном высокими технологиями, считает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

А вам слабо?

В октябре этого года по казахстанским соцсетям распространялась страшная новость о том, что якобы подростки ради лайков и просмотров в ТикТоке играют в опасную игру «Беги или умри». Ее суть - как можно ближе перебежать дорогу перед движущимся автомобилем. Естественно, процесс записывается на видео и  затем выкладывается в соцсети, причем больше всего просмотров собирают ролики, где игроку, мягко говоря, не повезло. В свою очередь МВД РК опровергло эту информацию, а приложенные к сообщению ролики с подростками, попавшими под машину, назвали монтажом и подделкой.

Кадр из видео, где подросток якобы играет в игру "Беги или умри". МВД РК утверждает, что это не соответсвует действительности

Тем не менее в ТикТоке и прочих соцсетях, которые популярны у подростков, действительно, встречаются опасные челленджи. Участники глотают таблетки для стиральной машины, выпивают залпом бутылку острого соуса, пытаются проглотить ложку молотой корицы и, если им это удается, гордо бросают вызов своим приятелям. Есть забавы еще опаснее, например, залезть на шпиль высотки или пробраться на охраняемую территорию.

Взрослые винят в этом проклятые соцсети. Дескать, нынешнее поколение ценит лайки и подписчиков дороже здоровья, а то и жизни.

Cinnamon challenge - крайне опасная игра ради лайков. Молотая корица вызывает ожог слизистой. приводит к интоксикации и способна вызвать удушье. Но видео с поеданием специи выкладывают в соцсети и маленькие дети

И, наоборот, драки район на район и прочее рукоприкладство постепенно сходят на нет в больших городах и остаются развлечением там, где Интернет труднодоступен.

Постой, паровоз!

Опасные забавы существовали всегда, а взять на слабо – древний прием улицы. Как гласит старая шутка, любой мужчина - это чудом выживший мальчик.

Лет сто назад дети взрослели рано и уже лет с 12 получали от взрослой жизни свою порцию адреналина. Подростку, отбивающему отару от волков или собирающему хворост в трескучий мороз посреди степи, рисковать просто так не хочется. Даже  мальчишеские драки были необходимостью, а не развлечением. Кроме того, свою порцию адреналина можно было получить на играх, больше похожих на тренировки.

Необходимость пощекотать нервишки без особой на то нужды появилась у казахстанских мальчишек в 30-х годах прошлого века. Родители нередко отправляли детей в интернаты, где те после уроков были предоставлены сами себе. Хотя в интернатах за подростками хоть как-то следили. С развитием индустриализации все больше взрослых подалось в города, чтобы трудиться на фабриках и заводах. Детей заставляли работать по дому, но маленькие домики, крошечные огороды и пара кур не требовали много времени.

Так у казахстанских подростков появилась игра «Останови поезд задницей» (есть у нее и более неприличные названия).

Суть игры в том, что игроки садились на рельсы друг напротив друга. Тот, кто встанет первым перед идущим поездом, тот проиграл. Если же удавалось вынудить машиниста остановить поезд, то такой «чемпион» становился легендой. Паровозы тогда ходили довольно медленно, особенно рядом с населенными пунктами. Гудки и мат машиниста добавляли игре остроты.

Ты туда не ходи, совсем мертвый будешь

С началом Великой Отечественной количество опасных игр сократилось. Подросткам и без того хватало адреналина. Правда, ловля рыбы,  сусликов летом и поиски дров зимой привели к тому, что мальчишки были вынуждены сбиваться в банды, чтобы охранять свои районы от чужаков. Защита трофеев тогда стала жизненно важной. От этого нередко зависело, что вся семья будет есть на ужин и хватит ли дров в печке на ночь. Тем не менее строгое деление подростков по районам оказалось живучим и в сытые времена. Чужак, забредя на не ту улицу, почти гарантированно получал по физиономии даже в сытые 80-е, а в 90-х это явление снова вернулось и продержалось до середины нулевых.

К счастью, годов до 60-х среди мальчишек существовал некий кодекс чести. Противника требовалось проучить, а не покалечить. На идущего с девушкой не нападали, лежачего не били, дрались один на один, а использование кастетов, ножей строго запрещалось. За опасную игрушку можно было схлопотать и от своих.

После амнистии 1953 года, когда в Казахстан хлынуло много сидельцев, благородство стало уходить. Подростки все чаще стали перенимать блатную романтику, а к середине 80-х в маленьких городах начался такой беспредел среди подростковых банд, что ужасались даже бывалые рецидивисты.

Ракеты летают высоко

 Тем не менее самодельный нож или кастет был тогда у каждого второго подростка. Кое-кто обзаводился вещами и посерьёзнее.

Самодельный пистолет под охотничий патрон. Такой при первом же выстреле травмирует самого стрелка

. В те времена Актюбинский авиаремонтный завод и аэродром после войны охранялись так себе, а почти в каждом самолете хранилась ракетница. Отчаянные мальчишки часто их воровали. Ракетница того времени была рассчитана на охотничий патрон, который стрелял специальной смесью. Ворованные сигнальные патроны кончались быстро, раздобыть новые боеприпасы  труда не составляло. Вот только ракетница не была рассчитана на боевые патроны, а мальчишки не всегда могли рассчитать навеску пороха, так что желание пострелять нередко оборачивалось оторванными пальцами.

Но и сигнальный патрон представляла немалую угрозу. Так, тихий Актюбинск, был очень напуган инцидентом в местном кинотеатре. Двое парней что-то не поделили в фойе, и как на беду у одного из них в кармане была ракетница. Владелец «пушки» хотел только попугать оппонента и пальнул ему в лицо сигнальным патроном. Все закончилось трагедией. С близкого расстояния пороховые газы сломали лицевые кости, а под кожу попала «звёздка», та самая смесь, которая дает в воздухе разноцветный огонь. Пострадавший не выжил.

После этого случая родители устроили обыски у своих чад, и владельцы ракетниц получили хорошего ремня.

Стой, стрелять буду!

Впрочем, совсем не обязательно было воровать ракетницы, чтобы обзавестись почти настоящим пистолетом. На помойках для этого было все необходимое. 

Довоенные койки делались из очень прочного металла. Если отпилить у нее ножку, просверлить отверстие для пороха,  примотать проволокой рукоятку, как у мушкета, то получится вполне грозное оружие. 

Точно такое сделал Данила Багров в культовом фильме «Брат-2», чтобы напугать чернокожего торговца оружием. Вот только у советских мальчишек самопалы были пострашнее. Пулю для них отливали из свинца из старых аккумуляторов. Счастливчики, у которых отец или дед занимались охотой, воровали порох и капсюли, а роль бойка выполнял заточенный оконный шпингалет. Остальные же поджигали «мушкет» фитильком, а «порох» делали либо из селитры, которую мать купила для огорода, либо из магния с марганцовкой. Марганцовка была в каждой домашней аптечке, а магний надо было терпеливо скрести напильником из найденных деталей.

"Завтра это может стать реальностью": до чего могут довести детские "игры" в изнасилование

Любопытно, но в те времена узнать, как сделать коктейль Молотова, взрывчатку из селитры и бикфордов шнур из газеты, было проще, чем сейчас, в эпоху Интернета.

Подробная инструкция вылезает по первой же ссылке, но есть один  нюанс – она неверная. Есть версия, что в 90-е ФСБ нарочно стала тиражировать дезинфу, чтобы ввести в заблуждение террористов. Например, брошюра «Поваренная книга анархиста», где описаны рецепты взрывчатых веществ, свободно продавалась в  книжных магазинах и лежала в онлайн-библиотеках, но ни один рецепт из нее не работал.

После войны же опасные премудрости раздавали мальчишкам участники настоящих боевых действий, не особо задумываясь, к чему это может привести. Участники войны в те годы были ненамного старше мальчишек.

После 1961 года мальчишки бредили космосом. В редком дворе пацаны не пытались устроить свой Байконур. Для того, чтобы соорудить ракету из старой водопроводной трубы, знаний хватало и у троечника по физике, а припаять к трубе стабилизаторы умели многие. Топливо для ракет использовалось разное, от солярки до взрывчатки, которую удалось стащить на земнаснаряде или в карьере.

Соответственно, за «покорение космоса» родители пороли отпрысков в космических масштабах.

Такой маленький, а уже террорист

После  принятия Советом Министров СССР 23 июля 1975 г. постановления N 646 «Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей» доставать порох и капсюли мальчишкам стало сложнее. Конечно, боеприпасы им и раньше не продавали, но когда закон об оружии был лояльнее, взрослые могли купить двустволку и патроны просто на всякий случай. а потом забыть про них. Некоторые умельцы покупали порох для хозяйственных нужд, например, для корчевания пней, и баночка с ним могла годами пылиться в шкафу.

Но мальчишки и тут нашли выход. С 70-х годов в моду стали входить сифоны, работающие от баллончиков с углекислым газом. Почти во всех домах после использования они скапливались десятками, и стащить парочку труда не составляло.

Из баллончиков для сифонов получались опасные бомбочки

Мальчишки набивали баллончики спичками и взрывали на пустырях. Забава была не так безобидна, как кажется. Во-первых, со спичками можно было переусердствовать, и тогда баллончик превращался в очень опасную бомбу. Острые осколки разлетались почти со скоростью пули. В конце 80-х такие бомбы даже использовали молодежные преступные группировки во время криминальных разборок. Во-вторых, набить спичками баллончик было нетрудно, а соорудить к нему надежный запал получалось далеко не у каждого, и бомбочки часто взрывались в руках.

Более безобидное оружие со спичечными боеприпасами делали из медной трубки, чаще всего от старого холодильника. Трубочки изгибали особым образом, вставляли туда гвоздь, насыпали серу от спичек и перематывали резинкой от покрышки. Для громкого хлопка нужны были максимум  две спички, но мальчишкам этого было мало. Неудивительно, что пугач взрывался прямо в руках.

Маленький мальчик по стройке гулял…

Казахстанский строительный бум в 70-х открыл новые возможности для опасных мальчишеских игр.

Найти на стройке пачку таких патронов - мечта любого советского мальчишки

Стройки тогда охранялись очень плохо. Чаще всего за ними приглядывал дедок-пенсионер, который большую часть времени дрыхнул в вагончике. Неудивительно, что стройки стали излюбленным местом для мальчишеских прогулок. Там можно было найти настоящие сокровища – строительные патроны и карбид. Из целых стройпатронов делали пугачи или просто бросали в костер. Пустые набивались серой от спичек и тоже отправлялись в огонь.

Да и вообще в костер кидали все что угодно, главное - чтобы оно взрывалось или воняло. Куски шифера, аптечные ампулы, баллоны от дихлофоса, бутылочки с серебрянкой и прочие адские смеси.

Но поистине опасные забавы устраивали с карбидом. Относительно безобидной из них была карбидная пушка. В трубку кидали карбид, заливали его водой, а отверстие затыкалось картофелиной или морковкой. Через пару секунд скопившиеся газы выталкивали овощ с громким хлопком. Но это мальчишкам надоедало, и рано или поздно для дополнительного эффекта карбид поджигали.

Пугач из гвоздя и медной трубки. Грозное оружие, может покалечить. Правда, только самого стрелка

Если же и этого было мало, а карбида много, то устраивался взрыв пострашнее. В ряде регионов Казахстана это называлось «атомная бомбашка» или «хиросима». Весь карбид собирался в большую емкость, в которой плотно завинчивалась крышка. В ход шли как стеклянные баночки от венгерского компота 1978 года, так и пластиковые канистры. Особым шиком считалась емкость из тонкого и хрупкого металла. Карбид заливали водой, как можно плотнее закрывали крышку, бросали в костер и удирали подальше. Удрать удавалось не всегда.

Костер на пустыре давал мальчишкам простор для фантазии. На фото в огонь кидает кусок шифера вполне приличный мальчик

Я открою свой луна-парк. С бочкой и покрышками

Очень часто стройка превращалась в очень опасный луна-парк. Советские аттракционы были безопасными, но слишком пресными. Даже «Комната страха» и подобие американских горок из заезжих чехословацких луна-парков могли напугать разве что малышей.

Детям из советского Казахстана нужен был только хардкор. На стройках подростки прыгали между пустыми лестничными пролетами, спускались с пятого этажа на электрокабеле, как на пожарном лифте, и сооружали качели над торчащей арматурой.

Но больше всего адреналина можно было получить, когда только вырыли котлован. Зимой он становился горкой, а летом мальчишки забирались в пустые бочки и покрышки от грузовиков, чтобы скатиться вниз. Это было хорошим испытанием для вестибулярного аппарата, а вероятность переломать все кости или свернуть шею только добавляла остроты.

Волшебная сила искусства

Впрочем, влияние медиа на детские умы нельзя недооценивать. В июле 1987 года на экраны Центрального телевидения вышел британский сериал «Робин из Шервуда».

Из 26 серий про приключения Робина Гуда нам показали почему-то только семь, но показ пришелся на дни школьных каникул и косплеить шервудского лучника можно было почти два месяца.

Малыши делали себе луки из карагача и резинок для трусов, а стреляли кленовыми ветками или стеблями рогоза. Ребятам постарше нужно было больше достоверности, тем более в казахстанских мальчишках заговорила кровь кочевников.

Арбалеты бьют точнее и мощнее, стрелять из них интереснее, но в 1987 году у мальчишек они не котировались.Таким в кино о Робине были вооружены отрицательные персонажи

Луки делали по всем правилам, из старых лыж или и гибких веток. Стрелы оперялись и утяжелялись по всем правилам баллистики, а для наконечников использовались большие гвозди. Наверняка казахстанские мужчины, которым сейчас за 40, могут похвастаться шрамами, полученными при боях за Шервудский лес, полученными от приспешников готтингемского шерифа.

Через пару лет кооперативные видеосалоны подкинули другую идею. Тогда у подростков пользовались популярностью боевики про ниндзя. Из этих фильмов казахстанские мальчишки узнали о таких экзотических видах оружия, как нунчаки, сюрикены и катаны.

Нунчаки делались просто - из двух трубок, а то и из дерева. Вот только орудовать ими, как Джеки Чан, получалось не у всех, и вероятность стукнуть самого себя, а не противника, была выше. Катану можно было выпилить из рессоры от грузовика, но это долго, и милиция за такую любовь к восточной культуре явно не похвалит. Зато сюрикены, то есть метательные звезды, делались легко. Их вырезали из консервных банок, кровельной жести, а из водопроводных вентилей выходили штуковины, которыми можно и убить.

К счастью, использовались в играх они редко, потому что сюрикен часто терялся. В ходу были простенькие «звезды» из консервных банок. Они плохо летали, быстро тупились, часто терялись, зато нарезать новых труда не составляло. Правда, новые сюрикены могли иметь острые, как бритва, края, а плохая аэродинамика делала полет опасным для окружающих, но обычно дальше глубоких царапин дело не шло.

В 70-е на катание в покрышке от КамАЗа взрослые смотрели с умилением и даже фотографировали чад на память

Дартс на выживание

Также из видеофильмов казахстанские подростки узнали про дартс. Крутые парни вечно кидали дротики в баре после подвигов. Нечто подобное продавалось в советских магазинах игрушек, но там дротики не имели острия, а наоборот, были защищены присосками.

Советские мальчишки обладали хорошей фантазией и быстро сообразили, как сделать дартс самому из четырех спичек, швейной иголки и кусочка бумаги. Несмотря на то, что самодельные дротики метали не только в мишень, а в  своих товарищей, особого вреда от них не было. Хоть педагоги и рассказывали страшилки, что якобы  в соседней школе такое изделии угодило кому-то в глаз, и теперь нечастный похож на Кутузова, а его обидчик сидит в колонии для несовершеннолетних, на практике самодельные дротики разве что немного царапали кожу.

Ситуация изменилась, когда вместо швейной иглы кто-то додумался использовать иглу от одноразовых шприцев. Эти иглы тонкие, очень острые и легко пробивали даже толстый слой одежды. Но гораздо хуже тот факт, что для дротиков никто явно не брал новенькие иголки. Шприцы искали на помойке, и возле больниц и медучреждений, и неизвестно, какая зараза могла прятаться на острие. При таком раскладе и крохотная ранка на коже могла иметь большие последствия.

Самодельный дартс. У многих казахстанцев старше 40 лет есть история, когда в него кинули таким дротиком прямо на уроке

Впрочем, и безобидные пистолеты из «Детского мира» можно было опасно апгрейдить. Пистолетики с присосками обычно снабжались слабой пружиной. Инженерной мысли советского ребенка хватало, чтобы заменить пружину на максимально мощную, заодно сделав пистолет прочнее, сковав его скобами и обмотав изолентой. Так он бил ещё чувствительней, а если вместо присоски приделать остро заточенный гвоздь, то есть большая вероятность покалечить товарища.

 Большинство опасных игр советских детей просуществовало до середины нулевых без изменений, разве что поступившие в продажу петарды свели на нет изготовление самодельных бомбочек.

Потом большинство ребят отправились за адреналином в виртуальный мир, а их отцы и деды бубнят, что «Дота» и «Контрстрайк» ничему хорошему не учат, а сами в это время почесывают шрам от стрелы из расплющенного гвоздя и морщатся от боли в колене, вывихнутом лет 40 назад, во время прыжков с гаражей.