В инженеры – с детского сада!

Адил Ахметов, сенатор парламента Республики Казахстан, проректор по международным связям Казахстанско-Британского технического университета изучал опыт подготовки инженеров в других странах. И убедился, что наша республика обладает всем необходимым для того, чтобы не только догнать, но и перегнать в этой области развитые страны. Для этого нужно только ясное понимание того, как развивается экономика страны.

– Сегодня много говорят о том, что казахстанская экономика испытывает дефицит инженерно-технических кадров. Как можно решить эту проблему?

– Проблема подготовки инженерных кадров остро стоит не только в нашей республике. Я в этом убедился лично. Будучи послом Казахстана в Британии, я посетил несколько средних школ, созданных на средства аэрокосмического агентства этой страны. Учащихся таких школ целенаправленно готовят к поступлению в университет, выпускающий кадры для аэрокосмической отрасли. Меня там особенно поразило, что десятилетние мальчишки и девчонки управляются со сложной электронной техникой на уровне специалистов. Не стоит даже говорить о том, что они углубленно изучают предметы физико-математического направления. Подобный подход оправдан. Посмотрите, будущего спортсмена начинают готовить к рекордам с детства, почему же мы не готовим с ранних лет специалистов для прорывных проектов будущего? Ведь инженеру тоже нужны годы тренировки, только умственной.

– Но ведь схожая система была и в советской модели образования – существовали специализированные школы с различными уклонами, в том числе физико-математическим…

– Именно! Почему же снизился уровень подготовки инженерно-технических кадров? Потому что зачастую в высшие технические заведения приходят студенты без должной подготовки по базовым дисциплинам. Нельзя сказать, что с преподаванием физики и математики в наших школах дело совсем плохо. Это не так. Очень много выпускников наших специализированных школ поступают в ведущие технические вузы России. Хотя эти вузы не значатся на первых местах в западных рейтингах, уровень подготовки в них нередко намного выше, чем в ведущих университетских центрах мира. Но нам нужно обеспечить такой уровень всем школам Казахстана! Надо повысить престижность работы учителя математики и особенно информатики.

– Очень часто выпускники вузов “изменяют” своей специальности, устраиваются на работу не по профилю, но лучше оплачиваемую...

– Есть поговорка, правильность которой еще никто не опроверг, – рыба любит, где глубже, а человек, где лучше. В условиях рыночной экономики нельзя избежать перетока кадров в те отрасли, где высокие зарплаты. Выход один – массовая подготовка нужных специалистов. Кто-то уйдет из профессии, но большинство останется.

Сегодня та же Америка собирается перенять китайскую систему подготовки инженеров. А у кого Китай перенимал эту систему? У нас!

Ну и сам вуз должен активно стремиться к контакту с предприятиями отрасли. Но тут есть существенный нюанс – транснациональные нефтедобывающие компании обычно очень хорошо себе представляют, кто им будет нужен через пять лет, какие специалисты и какого профиля. А наш работодатель детально свои планы еще не представляет, потому что не всегда видит перспективы развития отрасли. Вот это проблема!

Филипп ПРОКУДИН