В интересах Родины

Что было за эти годы и что происходит сегодня? Об этом рассказывает председатель совета ветеранов КНБ Казахстана, кавалер ордена "Курмет", полковник в отставке Кенжебулат БЕКНАЗАРОВ.

Кенжебулат Кокышевич, вы много лет проработали в структуре органов безопасности, возглавляли пресс-службу комитета. На ваших глазах проходило становление КНБ. Что самое примечательное произошло за эти 30 лет?

– 30 лет, по историческим меркам, сравнительно небольшой отрезок времени. Тем не менее Комитет, как спецслужба страны, стал мобильной, технически оснащенной структурой, способной реагировать на угрозы безопасности. И в этом деле главная заслуга принадлежит сотрудникам органов КНБ – от оперативника до руководителя. На первых порах, несмотря на имевший место отток кадров, в том числе связанный с распадом СССР, КНБ удалось сохранить профессиональный костяк. Это позволило гибко реагировать на весь комплекс вызовов и угроз, стоявших в 90-е годы, и, самое главное, – привлечь в спецслужбу и воспитать молодые поколения патриотично настроенных сотрудников.

За прошедшие годы КНБ стал по-настоящему профессиональной спецслужбой независимого Казахстана, с которой считаются наши международные и региональные партнерские службы.

Вам приходилось работать с разными председателями КНБ. С кем из них было легче всего работать и почему?

– У каждого председателя был свой стиль руководства, на который влияли его прошлый профессиональный и жизненный опыт. Можно сказать: каждый председатель соответствовал текущим вызовам и задачам, которые стояли перед Комитетом и страной. Анализируя прошлое, прихожу к выводу, что каждый из них осознавал уровень и степень ответственности, специфичность вопросов национальной безопасности. Легко работается с теми, кто ставит ведомственные и национальные интересы выше других, показывает пример высокого служения всему личному составу.

Без обратной связи нет доверия

В разные годы по-разному строилась и работа КНБ. В 90-е годы прошлого столетия и начале этого века акцент делался на открытости, близости к народу. И это рождало обратную связь, граждане больше доверяли КНБ. Так ли это?

– Это интересный вопрос, социологических исследований на эту тему давно не видел. О близости к народу, как бы высокопарно ни прозвучало, по большому счету, сотрудники органов КНБ – часть общества. Каждый сотрудник, каждый руководитель обязаны быть на страже безопасности личности, общества и государства. Это прописано было и в законе об органах нацбезопасности и затем – в законе о спецорганах от 2012 года. Личный состав ежедневно выполняет свою работу, которая, как правило, связана с интересами нации, предотвращением терроризма, борьбой со шпионажем и т. д. Значимые результаты КНБ в той или иной форме доводятся до населения.

Кстати, об обратной связи. На посту руководителя пресс-службы мне приходилось взаимодействовать со многими известными журналистами, скажем так, с акулами пера. В нашей казахстанской журналистике много легендарных личностей, которые вырастили не одно поколение журналистов. Многие из них в настоящее время являются главными редакторами газет, директорами телерадиоканалов и т. д. Конструктивно и в интересах дела работали многие. Вспоминаю добрые отношения с Сейтказы Матаевым, Сергеем Пономаревым, Геннадием Бендицким, Дилярам Аркин, Бигельды Габдуллиным, Каиржаном Торежановым. До сих пор, находясь уже на ветеранской стезе, продолжаю творческое сотрудничество с Татьяной Костиной, которая практически два десятилетия работала главным редактором "Казахстанской правды". Татьяна Васильевна – талантливый и волевой человек. Меня всегда поражает ее уважение и любовь к своей профессии, умение профессионально и объективно оценивать те или иные события, трудолюбие. Я рад, что многие не потеряли веры и надежды, стали еще мудрее и несут с собой позитивный заряд.

Почему произошел откат от открытости в работе КНБ?

– Я бы не сказал, что произошел серьезный откат в сфере открытости Комитета. Вы же прекрасно знаете, что в интернет-сегменте функционирует достаточно эффективно официальный сайт КНБ, практически еженедельно публикуются те или иные сообщения от пресс-службы, создаются серии документальных и видеофильмов. Официальный представитель дает комментарии. Другое дело, что не так часто проводятся брифинги, пресс-конференции. Да, это так. Однако думаю, что надо учитывать и специфику работы, которая не всегда позволяет расширять свою открытость. Такова практика и мировых спецслужб. Но, видимо, целесообразны комментарии по тем или иным уголовным делам, расследуемым органами КНБ. Думаю, будет правильным дополнить, что Комитет использует такие современные каналы доведения информации до общественности, в особенности для молодежной аудитории, как ТикТок и Инстаграм... Мы, ветераны, частенько просматриваем эти ресурсы.

Преобразования необходимы

После январских событий этого года меняются и концепция деятельности КНБ, и структура самого Комитета. Как вы это прокомментируете?

– Отмечу, что в различные периоды в деятельности органов КНБ проводили те или иные преобразования. Они обычно были продиктованы характером серьезных изменений в оперативной обстановке в стране, в мире в силу угроз национальной безопасности. Могу сказать, что после известных трагических событий января 2022 года современные процессы реформирования органов КНБ и в целом силового блока отвечают требованиям времени и установкам главы государства. При этом руководством Комитета учтены мнения, оценки, опыт ветеранского корпуса. Активные ветераны с гражданской позицией вовлечены в данный процесс. Мы, ветераны, видим стремление руководства страны и КНБ сохранить, усилить, укрепить национальную безопасность с учетом ошибок и извлеченных из последних событий уроков. Мы признательны председателю КНБ Ермеку Сагимбаеву, что он встречается с нами и готов в дальнейшем более целенаправленно использовать потенциал ветеранов.

Люди с повышенной ответственностью

Все эти годы в КНБ было немало людей образованных, порядочных. Сужу это по личному общению на беседах. Когда меня вызывали в комитет даже не из-за публикаций, а по поводу общения с разными людьми, называли это беседами, а не допросом. Люди, беседовавшие со мной, были не просто вежливы, но и, судя по всему, хорошо образованны. Стало ли таких людей больше и можно ли о них рассказать?

– Немногие знают, что ежегодно Указом Президента, а иногда и в закрытом формате, сотрудники удостаиваются высоких госнаград за проявленное мужество при исполнении своего служебного долга, порой и ценой собственной жизни. Однако в силу характера той или иной операции, будь это в условиях другой страны или внутри нашей, как правило, подробности не разглашаются. К примеру, лишь спустя много лет рассекречены подробности гибели от рук террористов представителя КНБ в Пакистане полковника Сапаргали Аубакирова. К сожалению, при выполнении заданий были потери наших сотрудников от рук экстремистов и внутри страны. Мое твердое убеждение, что служба в Комитете в интересах своей Родины как была, так и остается высоким долгом для порядочных, патриотичных, высокообразованных граждан, с повышенной гражданской ответственностью, настоящих патриотов и государственников. И таких людей в КНБ – большинство. Но надо признать и тот факт, что отдельные работники не выдерживают экзамен на прочность. В силу своего воспитания, низкой духовной и моральной подготовленности они совершают преступные деяния против личности и государства.