На вопросы “Караван. Здоровья” отвечает врач-фтизиатр Национального центра проблем туберкулеза Елена АРБУЗОВА.
– До эры антибиотиков и вакцинации туберкулез во многих странах был очень распространен и представлял собой смертельную опасность. Мы помним об истории ухода из жизни писателей Белинского, Чехова, Добролюбова от чахотки, как тогда называли эту болезнь. И хотя распространенность ее сейчас заметно снизилась, наше государство по-прежнему остается в первой десятке стран с высокой заболеваемостью туберкулезом.
– В нашем обществе отношение к туберкулезу у одних совсем наплевательское, а у других страх заразиться так велик, что даже вылечившихся от этой болезни людей они подвергают дискриминации. Порой из-за туберкулеза рушатся семьи. Свекровь старается избавиться от больной невестки. Жена уходит от мужа, муж от жены. Сужается круг друзей. Об этом больные рассказывают нам с такой обидой! И часто умоляют докторов: “Только не сообщайте на работу!” или “Не пишите мне диагноз в больничном!”. Они боятся огласки, боятся, что их выгонят с работы, хотя юридически по факту заболевания увольнять никто не имеет права. Для врачей же сообщение в санитарно-эпидемиологические службы, по месту работы и по месту жительства об этом опасном инфекционном заболевании юридически обязательно. Поскольку должны быть обследованы и все контактные лица.
– Реально ли вылечиться от туберкулеза на все сто процентов?
– Да, туберкулез излечим. Но сложность в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя прерывать лечение. А оно очень длительное и составляет в среднем от шести до двадцати месяцев и более! Вот лежит больной с открытой формой туберкулеза в стационаре 3–6 месяцев, кашляет, выделяет мокроту с микобактериями. Затем в процессе лечения заразная форма переходит в незаразную, закрытую, при которой микробы с кашлем уже не распространяются в пространстве. Тогда лечение продолжают уже дома, но с обязательным условием – долечиться до конца, чтобы ни в мокроте, ни на рентгенснимке не осталось следов болезни. Пациент же с изначально незаразной, закрытой, формой туберкулеза и вовсе может начинать лечение сразу в амбулаторных условиях.
– Какие виды туберкулеза распространены?
– Бывает туберкулез внелегочный, когда микобактерия поражает различные органы и ткани. Наиболее же распространенным, 90–95 процентов случаев, считается туберкулез легочный. Он-то и является заразным, поскольку передается при дыхании, кашле, чихании, разговоре и пении через воздух, которым мы все дышим. То есть палочка Коха попадает в окружающее пространство воздушно-капельным путем.
Тайный враг
– Но неужели люди настолько легкомысленны, что не обращают на это внимания?
– Коварство туберкулеза в том, что многие его формы на начальных стадиях протекают в основном скрыто. Если при гриппе или пневмонии человек сразу чувствует себя плохо, то при туберкулезе в его начальных стадиях, в течение нескольких месяцев, больной почти ничего не замечает. Ну, похудел, а кто не худеет? Ну, устал, а кто не устает? Ну, недомогание, так, может, это авитаминоз или не выспался. А когда состояние ухудшается, он идет к врачу, но процесс уже далеко зашел...
– Сколько в среднем может прожить нелеченый больной?
– По данным Всемирной организации здравоохранения, нелеченый больной может погибнуть в течение года. Но ведь он не просто умирает. Это обычное заболевание может погубить только самого человека, если он запускает болезнь. Больной же с открытой формой туберкулеза, если не лечился, то, прежде чем умрет, за год заразит до 15 человек из своего окружения! И это научно доказанный факт.
“Линия фронта”
– А почему не боятся инфекции врачи противотуберкулезных диспансеров?
– Соблюдают меры инфекционного контроля. Палочка Коха размножается там, где нет притока свежего воздуха и солнечного света, но есть пыль и сырость. На открытом же солнце она быстро гибнет. Так вот наше здание оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции, которая вытягивает из палат и кабинетов застоявшийся воздух и обеспечивает приток свежего. В зданиях же, где невозможно установить приточно-вытяжную вентиляцию, существует график проветривания помещений. Под потолком у нас всегда висят кварцевые лампы, рассеивающие ультрафиолетовые лучи подобные солнечным. И у каждого врача всегда имеется индивидуальный респиратор, защищающий его от микробов.
Но к нам-то больные попадают не с другой планеты. Они ходят по городу, ездят в автобусах, в такси. И если человек закашлял, вы же не скажете ему: “Покажи свою флюорографию!”. Максимум, что вы можете – это отойти в сторону. И такие больные в первую очередь попадают в поликлиники по месту жительства или в частные медцентры. Там-то, в первичном звене, где доктора имеют тесный контакт со всеми кашляющими и чихающими, и расположена “первая линия фронта” и существует самый большой риск заражения, если не соблюдаются меры инфекционной безопасности.
– Кто более всех подвержен заражению?
– Конечно же те, у кого снижен иммунитет. В группе риска по туберкулезу, во-первых, люди, освободившиеся из мест лишения свободы, где они проживали в условиях большой скученности, в холоде, голоде и лишениях. Другая группа риска – это беременные и женщины после родов. У них иммунитет снижен по физиологическим причинам. Третья группа – больные с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, ВИЧ, а также с иммунологическими нарушениями, например, системной красной волчанкой, ревматоидным артритом, бронхиальной астмой. Те, кто вынужден длительное время принимать кортикостероидные гормоны, понижающие иммунитет. Кроме того, в группе риска по туберкулезу малообеспеченные люди, недополучающие с пищей необходимые белки, витамины и микроэлементы. А также люди, ведущие нездоровый образ жизни и испытывающие хронический стресс и недосыпание. Это те же гастарбайтеры и внутренние мигранты, которые работают где-то на стройках, живут и ночуют в вагончиках и подвалах, куда не проникают ни солнечный свет, ни свежий воздух.
– Получается, туберкулез болезнь в первую очередь малообеспеченных людей, бомжей, алкоголиков, наркоманов, зеков и гастарбайтеров?
– Нет. Это расхожее мнение не совсем верно, потому что туберкулезом может заболеть любой человек. В нашем отделении, например, лечилась женщина не просто из обеспеченной, а из богатой семьи. Она жительница Астаны, бухгалтер-экономист, муж бизнесмен. На несколько месяцев им пришлось приютить у себя в особняке родственника, вышедшего из тюрьмы. А какое-то время спустя у их дочери появились кашель, недомогание и потеря веса. Пошла к врачу, выявили начальную стадию туберкулеза. Естественно, сразу стали обследовать контактных лиц. Папа не заразился, а болезнь обнаружили у мамы. Причем сразу мультирезистентный (лекарственно устойчивый) туберкулез. Слава Богу, была начальная стадия. И они добросовестно и благополучно пролечились.
А вот другой женщине, тоже из среды бизнесменов, повезло меньше. Это была очень тяжелая больная из Караганды. Она поступила к нам практически без левого легкого – настолько оно было разрушено туберкулезом. Вместо него там были просто огромные дыры. При росте 165 сантиметров она весила 33 килограмма, выглядела, как узник концлагеря. Лежала у нас долго, семь месяцев. Зато от туберкулеза мы ее вылечили. Она прибавила в весе. Муж ее, имеющий хороший иммунитет, не заразился. Шестилетняя дочка – тоже, поскольку жила не с ними, а у бабушки. На тот момент этой пациентке было 35 лет. Это отнюдь не бомжи, не гастарбайтеры, а люди, занимающиеся серьезным бизнесом. Правда, установить, откуда у нее инфекция, так и не удалось. Главной ошибкой этой пары было то, что после обнаружения туберкулезной палочки они поехали лечиться в Китай. Сейчас это модно – лечиться за границей. Но на моей памяти это был уже не первый случай неудачного, вплоть до летального исхода, лечения от туберкулеза именно в Китае.
Травы и личинки не помогли
– А чем ее там лечили?
– Травами, иглоукалыванием, делали переливание крови, даже давали один из противотуберкулезных препаратов. Но мы-то туберкулез лечим не одним, а сразу несколькими антибиотиками одновременно. Правда, знали ли они точный диагноз, до сих пор неизвестно. Мы проверили ее и на ВИЧ-инфекцию. Слава Богу, не оказалось. Зато в полостях разрушенного легкого у нее поселилась другая патогенная флора – стафилококк и грибки. И в результате некорректного лечения за рубежом у нее развился настолько тяжелый туберкулез, что чуть не свел ее в могилу. И тогда супруги опомнились и вернулись в Алматы. Нам удалось вылечить эту женщину, поскольку она сама очень была настроена на лечение и ей помогал муж. Кроме дорогостоящих антибиотиков она получала поддерживающую терапию в виде глюкозы, витаминов и белковых препаратов для парентерального питания. Левое легкое спасти, конечно, не удалось, оно просто зарубцевалось, зато, выписываясь, она выходила из больницы на своих ногах и очень даже довольная.
И таких историй у нас, в том числе о коммерсантах с барахолок и базаров, которые зачастую живут нелегально, потому и у врачей не проверяются, множество.
– А что бывает, когда люди занимаются самолечением?
– Вот сейчас рекламируют восковую моль и медведок от туберкулеза. Это такие большие жуки. Говорят, их продают на базарах. Сушат, измельчают, добавляют в мед или в варенье. У нас лечилась одна больная, сын которой говорил, что они не признают химические препараты. Ссылался на то, что в степи казахи издавна лечились кумысом, когда не было антибиотиков. Но ведь каким-то образом туберкулез дошел до наших дней! Когда у этой женщины выявили изменения в легких, она полгода лечилась дома медведкой, пила кумыс и какие-то травы. А когда обратилась в стационар и там начали лечение, было уже поздно. Настолько был запущенный туберкулез, что она погибла от легочного кровотечения.
Больные начитаются чего-то в Интернете, а потом у них проблемы. Ведь медведка, кумысолечение, грудные сборы, разные травы, пармелия, восковая моль, БАДы – это все вспомогательные средства. Основное противотуберкулезное лечение должно быть медикаментозным. Ну а для профилактики туберкулеза людям надо чаще бывать на свежем воздухе, тренировать свое тело, хорошо питаться, пить достаточно чистой воды и хорошо высыпаться.
Памятка для пациента
Помните, что:
- Лечение туберкулеза в нашей стране бесплатное!
- Туберкулез, как и любая другая болезнь, лучше излечивается при раннем выявлении и аккуратном непрерывном приеме лекарств под наблюдением медработника!
- Для раннего выявления туберкулеза взрослым 1 раз в год проводят флюорографию, а детям – туберкулиновую пробу Манту, диаскин-тест.
- При продолжающемся более двух недель кашле с мокротой, температурой, потливостью, болью в груди, кровохаркании и похудении нужно немедленно обратиться к врачу!
- В нашей стране используются стандарты лечения, принятые во всем мире и одобренные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Благодаря этому в Казахстане заболеваемость туберкулезом за последние десять лет снизилась в 2 раза, а смертность – на 70 процентов.
Алматы