Слухи о том, что в горах Заилийского Алатау в пещере живет отшельник, ходят давно. Любители гор рассказывают удивительные истории. Одни вспоминают о том, как заблудились в горах, а тут еще метель началась – и вдруг, откуда ни возьмись, появился босой полуголый человек в шкуре. Он взвалил на себя рюкзаки, вывел туристов на тропу…
Другие утверждают, что в горах живет не просто отшельник, а йети – снежный человек, и встречаться с ним очень опасно.
А знакомые ребята-старшеклассники так вообще уверяли, что в горах в пещере поселился дух солдата, которого замучили чекисты.
В общем, много чего говорят. Но лучше один раз увидеть, чем сотни раз услышать. И мы решили сами разыскать загадочного отшельника.
К огромному удивлению, выяснили: пещерный житель – не плод досужей фантазии, а совершенно реальный человек, который и правда живет в пещере над известной алматинцам горной поляной Кок-Джайляу!
ДОРОГА, КОТОРАЯ ВЕДЕТ К НЕБУ
Девять утра. Воскресенье. Мы стоим у поворота на “Просвещенец” в урочище Медеу. Натягиваю ушанку и теплый свитер. В городе светит яркое солнце, а в горах уже холодно. Ну а там, куда мы направляемся, давно лежит снег.
Чтобы не заблудиться, мы взяли с собой провожатого – он уверяет, что сам лично видел пещеру отшельника.
Первый подъем – самый тяжелый. Туристы называют его “яблоневым”, здесь очень богатые плодоносящие сады. На стволах некоторых деревьев – домики для белок. Но пушистые зверьки уже давно в них не живут. Слишком много здесь ходит людей, которые не дают покоя.
Этот подъем больше похож на свалку мусора. Обычно здесь устраивают пикники те, кому лень подниматься высоко в горы. Мы тоже делаем первую остановку – отсюда открывается шикарная панорама города. А точнее – серое облако смога, в котором утопают крыши новостроек…
Второй подъем – березовая роща. Осенью здесь особенно красиво, золотые листья играют на ветру, и роща словно шепчет туристам в след что-то загадочное. Это самый крутой участок пути, но мы, зачарованные красотой, преодолеваем его легко.
Впереди так называемый “сосновый бор” – но на самом деле здесь больше елей и осин, чем сосен. Опытные ходоки предупреждают, что это самый скользкий подъем – из-за осыпавшихся осиновых листьев.
Дорога до знаменитой солнечной поляны заняла у нас три часа. Наши попутчики здесь и остановились. Но нам – выше. Местный чабан говорит, что до пещеры, которую мы ищем, несколько километров вверх!
Собираемся с духом и делаем еще один рывок. Болят ноги, мучает жажда, но мы намерены дойти до цели. Наконец находим ориентир – высохшее дерево, оно стоит на вершине крутой горы. Еще один подъем, последний. И вот она – пещера!
Небольшая с виду, высотой около полутора метров, с узким входом, к которому ведет еле видная тропинка. Сверху из скалы торчит железная труба. На входе висят праздничные блестящие гирлянды. Здесь все напоминает сказку. Возле входа видим бумажную табличку, на которой написано: “Ушел за продуктами. Скоро буду…”.
Заходить внутрь без хозяина мы не рискнули, уселись на солнечной крыше дожидаться его возвращения. И какой же величественный вид открывается с крыши!
А тут и хозяин подоспел…
В ШКУРЕ И С ТОПОРОМ
“Йети” в телогрейке из шкуры стоял перед нами и приветливо улыбался. Потом положил топор в сторону и заговорил человеческим голосом:
– Будьте здоровы, гости! Заходите, чаю попейте...
“Не такой уж он и йети”, – подумала я. Молодой спортивный мужчина с безупречной фигурой. Горец, одним словом! Эх, если бы туристки с Кок-Джайляу знали бы, что здесь живет такой пещерный человек, то непременно преодолели бы еще десятки подъемов…
Отшельника зовут Ярослав Монастырев, он уже три года живет в горах и знает, что ходят о нем самые разные легенды.
– Отчасти я сам виноват. Иногда пугаю туристов – достаточно выйти на тропу в этой шкуре с топором, – смеется Ярослав.
На самом деле он гостей любит. Только не всегда успевает сказать об этом. Однажды зимой сюда поднялись три огромных мужика. Нашли пещеру, заваленную снегом, и попытались в нее войти. А оттуда высунулся Ярослав с закопченным от печи лицом. Поздороваться хотел. Но огромные дядечки его уже не услышали, кубарем кинулись с горы.
– Я безобидный! – говорит Ярослав. – И на самом деле я тут и пожарный, и спасатель, и медик. Вот недавно женщина неподалеку неудачно поскользнулась и сломала ногу. Так я ее нес на руках до самого Медеу. Еще пожары постоянно тушу, туристы нажарят шашлыков и уходят, а угли еще несколько дней дымятся. Достаточно легкого ветерка, чтобы вспыхнул сухостой.
В благодарность спасенные туристы обычно отдают отшельнику всю еду, что осталась в рюкзаках. А те, кто уже встречался с Ярославом, поднимаясь очередной раз в горы, оставляют теплые одеяла, спички, свечи.
ПЕЩЕРА СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Ярослав приглашает нас внутрь своего жилища. Заходить через узкий лаз в пещеру страшно, внутри кромешная тьма. Внезапно появляются блики света – хозяин “включил освещение”. Отблески десятка свечей пляшут по стенам скалы, волшебным образом оживляя и преображая все, что находится внутри.
В пещере две комнаты: большая и маленькая. В большой стоят печка-буржуйка, столик, панцирная кровать.
– Все эти вещи я сам притащил в пещеру из города, – говорит Ярослав.
Становится немножко стыдно – мы-то с трудом преодолели 8 километров по горам с легкими рюкзаками, а печка-буржуйка сколько весит?!
Проходим во вторую комнату – она всего полтора метра на два. Голова упирается в каменный потолок. В углу – вторая печка, к одной из стенок пододвинут диванчик, к другой – шкаф с провизией.
Странно, но в такой маленькой комнате помещается все, даже умывальник с раковиной и санузел…
Но, несмотря на все эти удобства, долго находиться в пещере мы не можем, хочется выбраться на свет. А поужинать можно и на крыше.
Выжить в горах, особенно зимой, непросто. В гости в теплую пещеру могут зайти не только редкие туристы, но и дикие звери. По словам Ярослава, ему не раз приходилось сталкиваться на тропе с рысью.
Но с каждым годом встречи с дикими животными становятся реже.
– Медведей за три года ни разу в этих местах не встретил. Зато ко мне захаживали дикие кабаны. Зимой топлю печь, на крыше тепло, так они туда приходят всей семьей, лежат и греются, – говорит отшельник.
Есть у него и пушистый сосед по пещере – ласка.
– Она живет со мной уже несколько лет. Как только лягу спать, она отправляется хозяйничать на кухню, только и слышу, как мешки с крупой перебирает…
Завести собаку или кошку отшельник не рискует, говорит, что дикие звери разорвут. Так и живет. А ведь ему всего 29 лет. Что же заставило его вести такой образ жизни?
РОБИНЗОН ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ
Ярослав рассказал нам свою непростую историю. Он был женат, у него двое детей. Но семейная жизнь не заладилась. Судьба послала тяжелое испытание, которое окончательно разрушило прежнюю жизнь, – однажды Ярослава укусил энцефалитный клещ. Последствия были очень тяжелыми.
– Врачи говорили, что если я выживу, то останусь инвалидом, – рассказывает Ярослав. – Но я решил по-другому. Развелся с женой, ушел в горы. Меня лечила сама природа, и спустя год я восстановил свои силы. Закалил свой организм настолько, что разучился чувствовать боль, холод – моюсь в снегу, хожу босиком и летом, и зимой. Многие удивляются, как можно жить в таких суровых условиях, в пещере. А мне здесь очень комфортно.
Ярослав – не единственный отшельник в этих горах. Есть и другие, они живут в землянках. Истории у этих людей очень похожи. Развод с женой, неудавшаяся карьера – и они оказались лишними в “цивилизации”.
– В горах чувствуешь себя хозяином своей судьбы, появляется смысл жизни, – говорит Ярослав.
И тут же добавляет: все хорошо, но не хочется, чтобы жизнь прошла, как у дяди Вити.
История дяди Вити – это очень старая легенда. Он жил в горах еще в советские времена. Лет 15 не спускался в город ниже катка “Медеу”. У него была очень добротная землянка, теплая, стены были обиты деревом.
Вдали от людей он встретил старость. И начал болеть. Наступила зима, а сил не было, ноги отказывали. И он вынужден был отапливать свой домик, отрывая деревяшки от стен. Ел сухари, а от жажды спасал снег. Еле дожил старик до весны, а случайно заглянувший к нему турист помог спуститься в город. Там дядя Витя и умер спустя несколько месяцев…
Ярослав рассказывает эту историю, и в глазах его страх. Он не боится рыси, лавины, лютого мороза, его пугает только одиночество. Изредка он спускается в город к родителям. И надеется, что еще сможет устроить свою личную жизнь. Но и покинуть горы не хочет. Неведомая сила тянет его обратно, к природе…
Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)