В госте все должно выглядеть прекрасно. И глаза, и ноги. И кошелек

Если верить министру культуры и спорта Арыстанбеку МУХАМЕДИУЛЫ, в прошлом году у нас побывало 5,8 миллиона зарубежных гостей. Рост – 18 процентов! Мы впереди планеты всей?

Давайте не будем себя обманывать. Если бы не Универсиада и ЭКСПО-2017, то вряд ли мы бы собрали такой “урожай”. Не верите? В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан занимает 81-е место, вскарабкавшись за 10 лет всего на четыре позиции. Аргументы против нас всё те же: низкий уровень сервиса, слабая поддержка отрасли государством, неразвитость инфраструктуры, слабое использование природных ресурсов (недоступность отдельных зон в заповедниках и национальных парках), отсутствие продвижения природных, исторических и прочих достопримечательностей страны на международных рынках.

Ешь бесбармак, курт и казы жуй…

Дней десять назад в ходе “круглого стола” “Развитие экологического туризма: инициативы и партнерство бизнеса, государства и общества” президент Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА сначала пожаловалась, а потом проявила оптимизм:

– Нас опять передали в другое ведомство – в министерство культуры и спорта. Уже в девятый раз. Продолжаем “путешествовать”. Хорошо, что “наш” министр видит проблемы. Плохо, что тренды в этом секторе быстро меняются, а законодательство за ними не успевает. Что раздражает иностранцев в Казахстане

Эко- и этнотуризм выходит на первые позиции в мире. Люди в соцсетях рассказывают, где и что хорошо, что плохо (международный узун кулак рулит! – Авт.): где дешевле останавливаться, где питаться.

Вообще знакомство с национальными кухнями тоже становится трендом во многих государствах. Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать.

Справка “КАРАВАНА”

Гастрономия станет главной темой продвижения Германии как туристического направления в 2018 году. Причем не только в дорогих ресторанах, но и в скромных сельских гаштетах. Поскольку “немецкая кухня включает в себя множество стилей приготовления и региональных специалитетов”, заявил недавно генменеджер Национального турбюро ФРГ Петер ХЕДОРФЕР.

Казахстан в этом поле запросто может составить конкуренцию кому угодно!

– Мы анализировали ситуацию, – продолжила г-жа Шайкенова. – Алматинская область – самая востребованная. Дальше Жамбылская, Акмолинская, Карагандинская, Павлодарская, Восточно- и Южно-Казахстанская области… Турпоток в мире двигается в сторону Азии. Но мы до сих пор на это слабо реагируем.

Радует, что количество иностранных туристов растет – из Австралии, Голландии, Испании, которых раньше вообще можно было по пальцам пересчитать. Этому способствует безвизовый режим с 67 странами.

Транзитникам из Китая можно останавливаться у нас без виз на 72 часа. Идут разговоры, чтобы такую норму применить для граждан Ирана и Индии. А там огромный потенциал. Почему Казахстан проигрывает в сфере внутреннего туризма Узбекистану и Кыргызстану

Но тут есть проблема: “короткие” туристы-”рюкзачники” туроператорам не-вы-год-ны! Сколько можно заработать на одном таком госте? Максимум 200 тенге. А для турфирм здесь поле шире. Операторам выгоднее работать с человеком, который прилетел бизнес-классом и поселился в дорогом отеле…

Кто к нам приедет, тот нам и заплатит!

А вот что сказал месяц назад министр культуры и спорта г-н Мухамедиулы:

– Важно, чтобы в нашей стране, в любой точке, в любом регионе, в любое время суток любой турист чувствовал себя комфортно и безопасно.

Согласен. Потому что это гарантия прямых поступлений в бюджет страны. Но что на деле?

Который год идет война между министерством сельского хозяйства с одной стороны и турфирмами и министерствами, которые отвечают за эту сферу, – с другой.

Суть: вторые изо всех сил пытаются затащить путешественников в природные парки и заповедники, создав там необходимую инфраструктуру. Их аргументы просты: во всем мире эти места привлекают сотни тысяч гостей.

Тот же Йеллоустоунский парк в Америке или Стоунмаунтин в Джорджии (кстати, я был там лет 20 назад. Три десятка автобусов привезли не менее полутора тысяч человек. И для них там кафе-рестораны, гостевые домики, лавки с сувенирами, пешие, конные и веломаршруты. И чистота! Потому что полно урн, обслуги, уборщиков). Власти штата зарабатывают на этом десятки миллионов долларов ежегодно.

Аргументы минсельхоза тоже просты: орды туристов загадят природу, нарушат экологический баланс, а звери, птицы и рыбы “уйдут на дальний кордон”.

Ага, в Америке не уходят, а у нас сбегут? И еще. Разве трудно установить лютые штрафы за брошенный окурок или фантик с бутылкой? В конце концов, в Стоунмаунтине свирепствует экологическая полиция. Там не забалуешь. А у нас чиновники до сих пор считают, что легче запретить, чем грамотно все организовать и создать новые рабочие места? Почему зарубежные туристы не хотят приезжать в Казахстан

Да, если кто не в курсе, то сообщаю. В прошлом году вклад туротрасли в отечественный ВВП составил 0,9 процента. Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ поставил задачу: к 2025 году довести этот “взнос” до 8 процентов. Ну и как в таких условиях ее решить? Да, можно сослаться на то, что обновленная Концепция развития туристской отрасли до 2013 года принята совсем недавно. Но, похоже, ее опять придется пересматривать.

Справка “КАРАВАНА”

Вклад туризма в мировой ВВП достигает сегодня 10 процентов и ежегодно создает 10 процентов новых рабочих мест. При этом инвестиции в эту отрасль растут быстрее, чем в строительство, медицину, нефтехимию и образование. Потому что окупаются в разы быстрее. Эксперты считают: даже несмотря на теракты и стихийные бедствия, в ближайшие пять лет количество прибытий возрастет более чем на 5 процентов. А в ООН назвали поддержку и развитие туризма в мире глобальным ответом терроризму.

Да, многие страны публикуют итоги по въездному-выездному туризму уже в январе – феврале. А почему наш статкомитет дает эту статистику только в августе?

В конце 2016 года Рашида Шайкенова напророчила “КАРАВАНУ”: больше всего туристов в Казахстан приедут-прилетят из России и Китая. Так и вышло!

Понятно, что сказались и антироссийские санкции, и теракты в Европе, на африканских и турецких курортах, и дороговизна всей логистической цепочки, и многое другое. При этом внутренний туризм у нашего северного соседа за год вырос на 17 процентов. Что мы сделали для того, чтобы увеличить этот показатель у себя? Пока не очень много. А конкуренты в лице Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы, Узбекистана не на дальних пляжах в эмпиреях витают. Они понимают, что однажды мы “проснемся”.

Когда?

Алматы