Известно, что этот сюжет заинтересовал французского композитора Жоржа Бизе, когда ему не было еще 25 лет. "Искатели жемчуга" появились ровно за 10 лет до его самой известной оперы – "Кармен". Поставить творение Бизе на алматинской сцене снова пригласили итальянца Паоло Бозизио, в прошлом году уже подготовившего в ГАТОБе оперу "Дон Жуан".
– Ставлю эту оперу первый раз в своей жизни, – признался Бозизио. – Она имела такую судьбу, что у нее были и спады, и подъемы начиная с момента создания, с 1863 года. Я придерживаюсь классической постановки, уважаю стиль и музыку той эпохи, но использую свою интерпретацию. Она – в смешении реализма и сюрреализма. В постановке – четыре солиста, а также хор и балет – они имеют очень большое значение. Задача моя была облегчена благодаря прекрасной подготовке хора. Что касается выбора на главные партии, то я доверился мнению дирекции театра и дирижера Ерболата АХМЕДЬЯРОВА.
Солистов "Искателей жемчуга" даже под покровами индийских нарядов и густым макияжем легко узнать по голосу. В разных составах это: Надир, охотник, – Максат Махулбеков (Нуржан Юайжигитов), Лейла – Майра Мухамедкызы (Нуржамал Усенбаева), Зурга, вождь племени, – Андрей Трегубенко (Дулат Токанов), Нурабад, жрец племени, – Жалиль Гизатулин.
Балетмейстером-постановщиком выступила дебютантка Айнур АБИЛЬГАЗИНА, до этого она ставила малые номера в театре "Астана Балет":
– Для меня это была сложная работа, в опере – индийские танцы. Я изучала эти специфические движения. Танцы несут сакральный смысл, но это не классический индийский танец, а стилизованный. Моей основной задачей было передать атмосферу.
Драма разворачивается на острове Цейлон. Можно было бы свести все к банальному любовному треугольнику, но за отношениями троих влюбленных стоят нравственные испытания. Страсти кипят в деревушке, где промышляют ловлей жемчуга, где есть жрецы и жрицы, где слова "честь" и "клятва" дороже самой жизни. Друзья Зурга и Надир любят Лейлу. Внешне эта история, безусловно, о любви, а вот своим внутренним мотивом и моралью, скорее, о настоящей мужской дружбе. О том, чем жертвуют сильные духом и телом люди в попытке сохранить верность другу.
Это первая премьера на сцене театра при Аскаре Бурибаеве, новом руководителе ГАТОБ имени Абая, который заменил на этой должности Габита Несипбаева.
Из других важных новостей театра стоит отметить то, что в конце октября опера "Абай" Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди была показана в Париже в знаменитом театре "Шанзелизе".
Алматы