Не знаю, как другие, но в июне мне всегда не спится. Может, это повелось с детства, когда отец, ветеран войны, скрипел зубами по ночам от ран, дававших о себе знать постоянно, но особенно сильно в эти летние дни. Призванный на фронт в 1942 году, он дошел до Праги, где в начале мая 1945 года был ранен, и известие об окончании войны встретил уже в госпитале. Или потому, что со школы встречалась с фронтовиками, записывала их рассказы.
Вытянуть что-либо этакого из ветеранов было невозможно. Не любили они говорить о войне, а о себе и своих подвигах не умели рассказывать. Это сегодня разглагольствуют о войне те, кто даже в армии не служил, не нюхал солдатского пота.
О войне лучше всех сказали поэты, прошедшие от Москвы и Сталинграда до Берлина, и те, кто остался лежать на полях сражений. “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”, – это Юлия Друнина. Каково ей было, девчонке, медсестре, после школы добровольцем ушедшей на фронт, тащить раненых бойцов? Не знаю, не могу себе это представить. Только осознаю умом, что на это нужны были смелость и любовь к своей стране – то, о чём сегодня не хотят говорить.
Война – совсем не фейерверк,
а просто – трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота, – сказал другой поэт Михаил Кульчицкий, погибший в одном из боёв. Мы родом не из детства, нет! Его война у нас украла...
А начиналась она ранним июньским утром у Брестской крепости. По данным профессора Лайлы Ахметовой, занимающейся изучением Великой Отечественной войны, более 1 000 казахстанцев встретили первый удар фашистов в Бресте и в самой крепости.
В канун нынешнего 22 июня не стало последнего казахстанца – защитника Брестской крепости, полковника в отставке Габбаса Жуматова.
Он был командиром отделения радиосвязи 204-го гаубичного артиллерийского полка. Сражался под Москвой, освобождал Украину от оккупантов, воевал в Румынии и Югославии, дошел до Вены. Но сначала бои за крепость в составе 6-й стрелковой дивизии, а затем он и несколько бойцов сумели пробиться сквозь фашистский заслон. Далее были оборона Москвы, ускоренные офицерские курсы артиллеристов. Габбас Жуматов участвовал в военном параде 7 ноября 1941 года в Москве. После войны стал преподавать в вузе, писал книги.
… Говорят, что великий русский полководец Александр Суворов сказал: “Война не окончена, пока не похоронен последний солдат”. Более 1 миллиона человек ушли воевать из нашей страны.
Казахстанцы попадали на самые тяжелые участки: Сталинград и Калинин, Ленинград и Курск. О судьбах многих наших земляков до сих пор ничего не известно.
В нашей семье воевать ушли четыре брата. Домой вернулся только самый младший – наш папа. Где и как погибли старшие братья – неизвестно. И только сегодня благодаря неустанной поисковой работе появилась надежда, что мы сможем что-то узнать об их судьбе. Перед началом второй Мировой войны между Гитлером и Сталиным был сговор - эксперт
22 июня – день скорби и памяти, слишком много горя и бед принесла война. Но, наверное, мало скорбеть. Нужно делать всё, чтобы подобное не повторилось.
И для этого надо говорить о ней, писать книги, снимать фильмы, возить людей на места боев и концлагерей, чтобы память о войне жила в каждом последующем поколении. “Вспомним всех поименно, горем вспомним своим... Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!”.