В деле капшагайского “летучего голландца” новый поворот

Кстати, статья “Надежда на Дэви Джонса” в газете “КАРАВАН” была опубликована 21 июля 2017 года (№ 27), до того, как состоялась судебная коллегия.

О своих проблемах нам напомнил сам экс-капитан.

– В 2012 году, когда РГКП “Қазақстан Су жолдары” носило старое название “Илийское государственное предприятие водных путей”, оно заказало в Тюмени (РФ) новый теплоход класса “О” – “озеро”.

Его назвали “Калкан” и в апреле 2013 года провели испытания. Но не при ветре силой до 19 м/с, а лишь при 12–14 м/с.

В 2014 году меня назначили капитаном судна, сформировали команду, и 7 апреля “Калкан” вместе с другим теплоходом (“Иртыш”) вышел из порта, – рассказывает наш собеседник. – Возле острова Барсучий порывы ветра усилились. Мы приняли решение укрыться в бухте. Но при заходе нас накренило до 20 градусов, теплоход потерял управление и лег на бок. Я пересадил команду на “Иртыш”, и мы попытались спасти судно. К сожалению, не удалось. Потом создали комиссию, которая пришла к заключению, что в действиях экипажа ошибок не было.

Но организация подала в суд исковое заявление с требованием, чтобы я возместил затраты по подъему судна и его ремонту.

27 июня 2017 года суд города Капшагая Алматинской области, несмотря на все мои доводы, а также аргументы приглашенных на слушания опытных судоводителей, принял решение: взыскать с меня материальный ущерб в размере 84 миллиона 86 тысяч тенге, а также государственную пошлину в размере 2 миллиона 522 тысячи 580 тенге.

По самым приблизительным подсчетам получается, что для выплаты этой суммы Исаенко (его зарплата на момент вынесения судебного решения составляла 80 тысяч тенге) должен был не есть, не пить и прожить еще 90 лет?

Потому-то мы и вспомнили про “Летучего голландца”, команда которого нанималась к его капитану Дэви Джонсу сроком на сто лет. Но не все ведь рождаются долгожителями.

Экс-капитан не знал, где обретается морской дух (опять шутка!), и подал апелляционную жалобу в Алматинский областной суд. И коллегия по гражданским делам под председательством судьи К. Ж. Досымбет отменила решение суда города Капшагая. И не просто отменила, а указала, цитируем: “Причинение ущерба явилось следствием ненадлежащего и халатного отношения к исполнению своих должностных обязанностей руководства предприятия, которое не приняло своевременные меры по предотвращению крушения теплохода, повлекшего причинение существенного ущерба”.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что РГКП “Илийское предприятие водных путей” заказало у подрядчика ЗАО “Тюменьсудокомплект” за 201 миллион тенге теплоход, который по своим техническим параметрам не был пригоден для хождения по Капшагайскому водохранилищу и реке Или.

От внимания суда не укрылось и то, что доставленный в 2012 году теплоход весь 2013 год простоял без дела. Почему? Оказывается, руководство РГКП “Илийское предприятие водных путей” своевременно не подготовило для судна экипаж.

Читаем далее: “…Из-за ненадлежащего исполнения своих непосредственных обязанностей должностными лицами РГКП “Илийское предприятие водных путей” несвоевременно выявлены вышеуказанные недостатки, в связи с чем был упущен гарантийный срок устранения недостатков заводом-изготовителем в установленные договором сроки до 12 месяцев с момента составления акта приема-передачи судна, предусмотренного договором поставки теплохода”. Отметим, государству пришлось заплатить немалые деньги, для того чтобы устранить конструктивные недостатки судна. Кроме того, выяснилось, что РГКП не заключило вовремя договор на предоставление прогноза погоды и поэтому не предоставило капитану Исаенко в день выхода из порта метеорологических данных. Для выплаты штрафа казахстанскому капитану теплохода потребуется 85 лет

Также коллегия по гражданским делам Алматинского областного суда установила, что теплоход, оказывается, тонул не один, а целых два раза! “…РГКП “Қазақстан Су жолдары” комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан в лице его Илийского филиала при проведении служебных расследований и при подаче иска в суд не отразило данные факты по вторичному затоплению теплохода “Калкан” на бухте г. Капшагая”.

Коллегия также обращает внимание министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и прокурора Алматинской области на выявленные в ходе рассмотрения данного дела нарушения.

Отреагирует ли министр по инвестициям и развитию РК на эти выводы судебной коллегии и будут ли наказаны должностные лица, указанные в решении судебной коллегии? Неизвестно.

Как неизвестно и то, будет ли вообще эксплуатироваться теплоход “Калкан”? Но мы надеемся, что РГКП “Қазақстан Су жолдары” устранит все выявленные судом недостатки. Ведь речь идет о жизни людей.

Алматы