Сегодня все чаще говорят об опасности распространения салафизма в стране. Кто-то сравнивает его с ваххабизмом, а кто-то не видит разницы, считая, что нельзя «всех под одну гребёнку». Но есть те, кто-то даже оправдывает существование салафистов, прикрываясь «свободой вероисповедания», и те, кто искренне думает, что это его не касается. Какие же риски несут в себе «предшественники»?
Вводные данные
Во-первых, само слово «салафия» переводится с арабского как «предки» или «предшественники». Кстати, есть предположение, что именно из-за этого многие соотечественники приняли эту идеологию.
Во-вторых, главным догматом салафитов является «безусловная вера в безусловно единого Бога» и очищение ислама от различных чуждых ему примесей. Что это за «примеси», они определяют сами, но в целом можно сказать, что к ним относятся то, что основано на этнокультурных, национальных, исторических или каких-либо ещё особенностей мусульманских народов. То есть, они отвергают любые нововведения, хотя эти традиции могут быть гораздо древнее, чем ислам, как таковой. Особенно это заметно у казахов и, в частности, в ритуалах, связанных с проводами в последний путь умершего человека и его памяти. Например, строить мазары на могиле – это в корне неправильно, как и почитание аруахов. Более того, паломничество к местам захоронения святых и даже взывание к имени пророка Мухаммеда для них считается ширком – проявлением многобожья.
В-третьих, несмотря на то, что понятия «салафизм» и «ваххабизм» многие считают если не синонимами, то взаимозаменяемыми, но сами салафиты считают такие сравнения некорректными. Но многие рядовые приверженцы этих течений далеко не сразу смогут сказать, чем одни отличаются от других.
С юридической точки зрения салафизм нельзя взять и запретить в нашей стране, так как это не организация.
Несвобода мировоззрения
В свободе вероисповедания и мировоззрения, как и во всех других правах и свободах граждан, гарантированных в Конституции и закрепленных в международных пактах, чётко оговаривается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Но некоторые правозащитники и журналисты продолжают делать из салафитов чуть ли не политических заключённых.
А вот то, что салафизм буквально лезет во все течения в исламе, это факт. Как и факт, что делает это он целенаправленно и агрессивно. Более того, упомянутые выше запреты на все национально и традиционное усугубляются вольными трактовками различных «миссионеров» и «учителей».
То есть, это не Казахстан, как светская страна с формальным большинством мусульманского населения хочет запретить пропаганду салафии на своей территории, а салафизм желает всё стереть и оставить только свою догматику. Это, конечно, утопия, однако опасности и риски существуют немалые. В первую очередь, это касается других мусульман.
Хорошо, что некоторые отечественные и западные правозащитники стали это понимать. Но было бы хорошо, если бы они выступили, во-первых, с признанием своих прошлых ошибок, когда они защищали радикальных исламистов, попутно нанося вред имиджу страны, а во-вторых, с осуждением салафии, как идеологии (ведь власть они осуждают и критикуют. То же самое касается некоторых СМИ, делающих из салафитов, ваххабитов и других радикалов мучеников и жертв режима. При этом журналисты далеко не всегда используют такие термины, как «ваххабизм» или «салафизм», тем самым, по сути, вводя в заблуждение своего читателя. А в обществе создаётся мнение, что государство и силовые органы притесняют мусульман.
Ликбез для отстранённых
Существует ряд примеров, когда молодой человек попадал «на курсы самооценки», а оказывался в самой настоящей секте. Даже если он с одного-двух заседаний понимал, что это совершенно не то и хотел уйти, то ему угрожали, в том числе преследованием за участие в незаконных организациях. Проще говоря, заявляли, что сдадут спецслужбам. А если парень вовлекался, то действительно его самооценка резко возрастала – он вместе с «братьями» чувствовал себя главным, а все остальные становились для него людьми второго сорта.
Даже если по тем или иным причинам можно полагать, что ваш родственник не попадёт в такую секту, то опасность здесь кроется в их проявлении.
Поэтому это касается буквально каждого из нас. Впрочем, одно дело знать, что касается, а другое – что-то делать. В этом плане именно общественный контроль и профилактика выходят на первый план. Уже после Кантара некоторые лидеры общественного мнения отмечали, что до этого замечали странные собрания бородачей в соседней квартире, но не придавали этому значение. Безусловно, если бы силовики среагировали на такие заявления ещё в то время, то вряд ли можно было предотвратить полномасштабную трагедию, но это стало уроком для общества. Более того, практика повального внимания и нулевой терпимости действительно может стать хорошей основой для профилактики потенциальных экстремистских угроз.
Есть определенные риски и на бытовом уровне. Опять-таки, из любой конфликтной ситуации может вырасти большая проблема. Кто-то неправильно припарковался, не пропустил, сделал замечание насчёт поведения, и тут проявляется агрессия, которая иногда заканчивается плачевно. А когда агрессором оказывается тип с характерной внешностью, то некоторые начинают говорить, что религия здесь ни при чём.
Первые шаги
Чаще бывает так, что ношение хиджаба или «коротких штанов» с неопрятной бородой, становятся не просто атрибутом веры, а неким вызовом обществу, за которым может легко последовать провокация. Да, конечно, нужно каждый случай рассматривать отдельно, и далеко не каждая девочка в платке может быть несчастной. Но нужно и помнить об объективной стороне дела. И о правовой.
Как мы отмечали выше, в Казахстане пока нет юридической базы для запрета салафизма. Но действовать в этом направлении обязательно нужно – иначе завтра может быть поздно. Причём, действовать нужно комплексно – прорабатывая нормативно-правовую базу, работая с общественностью, создавая центры реабилитации для тех, кто попал в руки сектантов, делать объективные репортажи в СМИ.
На прошлой неделе прозвучал первый звонок с правовой точки зрения. Независимый депутат мажилиса Ермурат Бапи заявил, что предстоящей осенью будет рассмотрен законопроект, регулирующий вопросы религии, деструктивных и нетрадиционных религиозных течений. Подробности он не сообщил, так как пока не имеет права распространяться по этой теме, но кое-какой намёк дал. «Если посмотреть на нынешнюю ситуацию, то одетых в черное казахов в обществе прибавилось. Эта ситуация серьезно вредит нашим будущим национальным интересам», – заявил мажилисмен.
Бапи разъяснил, что после того, как примут этот закон, в стране будут решены многие вопросы – в том числе то, о чем говорят: когда в школу ходят в религиозной одежде. Кстати, он является одним из инициаторов этого законопроекта. Эта новость демонстрирует, что известные общественные деятели, стали поднимать проблемы на государственном уровне.
Надо понимать, что неофициальным, но довольно чётким и показательным девизом у салафитов является: «Кто не с нами, тот против нас!». Дело не в отношении к религии или всевышнему – дело в отношении к обществу и каждому из нас. И отношение это со стороны приверженцев салафии положительным назвать никак нельзя.