Срым НАРЕМБАЕВ – ветеран газовой отрасли, отдавший любимому делу целых полвека (!). Вместе с ним мы отправляемся в путешествие во времени и предлагаем взглянуть на прошлое, настоящее и будущее газовой отрасли страны.
– Срым Кусанович, расскажите, как начиналось становление газовой отрасли в Казахской ССР, ведь вы стояли у ее истоков…
– В январе 1965 года меня, выпускника Московского института нефтехимической и газовой промышленности, направили на стройку компрессорной станции магистрального газопровода Бухара – Урал. Я попал на компрессорную станцию № 15 в Оренбургской области, работал мастером по ремонту механического оборудования, а после инженером. Станцию запустили весной, таким образом обеспечив подачу газа в Челябинскую, Свердловскую области. А уже в конце года и в Актюбинскую область. Компрессорные станции строились далеко от городов. Вокруг – степь! Бывало, к линейным охранным кранам, что на поверхности земли, приходили погреться зайцы. Нашими “соседями” были лисы, корсаки. До ближайшей деревни примерно 20 километров. Жили, отдыхали в вагончиках. Ни связи, ни телевизора, полностью отрезанные от цивилизации. Вода привозная. Позже появились водяные скважины. Параллельно строили поселок газовиков Голубой Факел и вскоре сотрудников разместили в квартирах с удобствами. Конечно, сейчас условия у персонала совсем другие: вахтовые поселки “КазТрансГаза” оснащены всем необходимым, по комфортности не уступают современным отелям.
Со своей супругой Татьяной Ивановной мы встретились, а затем поженились на газопроводе. Вообще, свадеб там играли много. Татьяна Ивановна родом из Подмосковья, работала строителем. Сейчас она на пенсии. Наша старшая дочь родилась на компрессорной станции, младшая – в Алматы. У меня две внучки, внук, ждем правнуков.
Через два года я получил направление на ударную стройку компрессорной станции трансконтинентального газопровода Средняя Азия – Центр в поселок Индер Гурьевской (Атырауской) области.
Миграция за цивилизацией
– Сегодня “КазТрансГаз” обслуживает 54 тысячи километров газопровода. Количество казахстанцев, в чьих домах используется газ, превысило семь миллионов. Наверное, трудно было такое представить 40–50 лет назад…
– Первая промышленная подача газа на юге Казахстана началась в 1961 году – 25 мая в совхозе "Куюк" под Шымкентом зажгли первый факел. Это был настоящий праздник для всех! Только представьте: людям больше не нужно тратить время на сбор кизяка, покупать уголь, дрова. И дальше газопровод пришел в Шымкент. В 1965–1966 годы газоснабжение появилось в Жамбылской области. Из-за печного отопления в Алма-Ате была сильная загазованность, и члены правительства всерьез озаботились, как решить эту проблему. В январе 1971 года в поселке Заря Востока зажгли факел на газораспределительной станции № 1 и подали газ на ТЭЦ-1, что на проспекте Сейфуллина. А дальше пошла газификация города, близлежащих аулов, районов.
Все вопросы решало главное управление газового хозяйства при Совете Министров Казахской ССР. В 1970 году меня пригласили в это управление специалистом по газовому делу. В тот же год наша семья переехал в Алма-Ату. Подача, транспорт газа и эксплуатация газопроводов – всё находилось в руках Союза. По сути, казахстанское хозяйство было его придатком, и после распада СССР мы остро почувствовали, что сделать предстоит очень много.
Проблемное советское наследство
– Сегодня казахстанский газопромышленный комплекс оснащен современным оборудованием. Все автоматизировано, контакт человека с производством минимизирован. А как было раньше, случались ли аварии?
– Газовая промышленность развивалась быстрыми темпами. Однако металлургические предприятия, изготовлявшие оборудование, трубы, за ней просто не поспевали. Порой спирально-шовные трубы не выдерживали коррозии, разрыв газопровода происходил раньше времени. А ведь изоляционное покрытие газопроводов должно быть усиленным при агрессивных почвах. Современные трубы имеют дополнительный запас прочности, но все равно нужно проводить их обслуживание. Согласно нормативам, через 8 лет труба должна пройти внутритрубную инспекцию. Делается это так: внутрь пропускается специальный зонд, который изучает состояние металла изнутри. Компьютеризация, конечно, облегчает и ускоряет все процессы. О таком оборудовании, которое сейчас имеет “КазТрансГаз”, мы и не мечтали!
– А какие сложные периоды пережила отечественная отрасль?
– На заре независимости газовикам достались такие же проблемы, как и всей нашей промышленности. Существовавшее газовое хозяйство страны не могло обеспечить бесперебойное снабжение газом потребителей, а потребители в свою очередь не могли рассчитаться за газ. Это остро ощущалось повсюду – особенно в густонаселенных южных регионах страны. Наступил своего рода кризис взаимоотношений между поставщиком и потребителем.
На магистральном газопроводе Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы нам досталось не лучшее наследство. Нужно было строить производственные помещения, делать ремонт в домах, проводить связь, закупать технику. В 1992–1995 годах было важно технически встать на ноги, а после думать, как дальше развиваться.
Другой кризисный период – когда к управлению пришла компания “Трактебель С. А.”. В 1997 году газотранспортную систему передали бельгийцам в концессию сроком на 15 лет. В течение трех лет они не выполнили свои обязательства.
В 2000 году постановлением правительства всю газотранспортную систему страны передали в структуру АО “КазТрансГаз”. Положение стало лучше. Уже с 2003 года началась транспортировка большого объема газа из Туркменистана, Узбекистана в Россию. Через несколько лет пошли капитальные вложения, газификация сельской местности, городов. В 2009 году запущена первая нитка магистрального газопровода Казахстан – Китай. Уже в 2010 году Алматы получал газ из китайской трубы. Дальше – больше. В прошлом году введена в эксплуатацию третья нитка газопровода. Это крупнейший международный проект в сфере энергетического и регионального партнерства – трансграничный газопровод Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай.
Энергетическая независимость юга
– Какой из проектов “КазТрансГаза” вы считаете наиболее прорывным?
– В 2015 году завершено строительство линейного участка Бейнеу – Бозой магистрального газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент. Впервые соединены в единую газотранспортную систему все магистральные газопроводы страны. Это позволило Казахстану выйти на 100-процентное снабжение юга страны собственным газом, обеспечив тем самым энергетическую независимость.
В этом году произошло много значимых событий. Так, построена дожимная компрессорная станция “Акыртобе”. Она открыла путь отечественному газу на экспорт в Китай, появились новые рабочие места. Я бы даже сказал, что строительство ДКС – это не просто умное решение, а успешный ход “КазТрансГаза” с прицелом на бездонный китайский рынок. Помню, как многие газовики сомневались, когда впервые эту идею о строительстве ДКС озвучил председатель совета директоров “КазТрансГаза” Кайрат ШАРИПБАЕВ. Теперь никаких сомнений, все увидели своевременность решения.
Ресурсной базой для экспортируемого газа станут месторождения Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кашаган – собственное голубое топливо, добываемое компанией на Амангельдинской группе месторождений. Недавно здесь введены в эксплуатацию три новые скважины.
Пожалуй, главное, чего добилась компания, – энергетическая независимость. Это 100-процентное снабжение юга страны собственным газом. Знаете, многие несырьевые страны, покупающие газ, мечтают хотя бы о 10 процентах того, что имеет наша страна. Кстати, за 25 лет суверенитета Казахстана газовики нарастили уровень добычи более чем в 5,5 раза: с 7,9 миллиарда кубических метров в 1991 году до 45,3 миллиарда в 2015 году.
Также введены в эксплуатацию самые современные компрессорные станции, № 4 и № 8, газопровода Казахстан – Китай. Заработала стратегически значимая компрессорная станция “Бозой” – она расширяет экспортные возможности нашей страны. Если мы заговорили об экспорте, приведу такие цифры: в 2015 году экспорт отечественного газа увеличился на 45 процентов. В прошлом году внутренний рынок дотирован на сумму 126 миллиардов тенге за счет собственных средств “КазТрансГаза”.
– Каким вы видите будущее отрасли?
– Появилась возможность газифицировать малые города, поселки страны. Вот недавно городу Талгару дали газ, на очереди Талдыкорган. Согласно Генеральной схеме газификации, к 2030 году охват территории страны голубым топливом достигнет 56 процентов. Сегодня – 43 процента. Для этого нацкомпания реализует несколько проектов – это модернизация газораспределительных систем ЮКО и Тараза, газификация населенных пунктов Кызылординской и Актюбинской областей, строительство новых газовых сетей в Мангистауской области. Часто приходится слышать, что цивилизацией в некоторых районах и не пахнет. Но нужно понимать, что провести газопровод – огромные деньги.
– А как обстоит дело со специалистами?
– Последние десять лет наши институты готовят специалистов газового хозяйства. Первые выпускники пришли в компанию года три назад. Я узнал, что подписан меморандум между инженерно-строительной академией и “КазТрансГазом”: выпускники академии придут на работу в нацкомпанию. Также немало специалистов обучались и обучаются в лучших образовательных учреждениях Европы и Китая.
Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты. Требуются грамотные инженеры, компьютерщики, специалисты IT. Знаю, нацкомпания постоянно вкладывает средства в повышение квалификации своих сотрудников.
За советом – к старейшинам отрасли
– Недавно создан республиканский совет ветеранов газовой отрасли. Поясните, чем он занимается?
– Да, филиалы появились в нескольких городах. Наша миссия, старейшин отрасли, – помогать компании своими знаниями, участвовать в разработке нормативных документов, рассмотрении технических проектов. Я рассматривал три проекта строительства газопровода Казахстан – Китай, вносил свои замечания, и ко многим прислушались. Часто в совет обращаются молодые специалисты: у них есть знания, но нет опыта. Мы собираем ветеранов-газовиков, проводим встречи со студентами вузов. Интерес огромный!
Хочу всех сотрудников нашей отрасли поздравить с 25-летием независимости страны. Пожелать им никогда не падать духом, ведь вместе мы можем свернуть горы! И пусть энергия Великой степи никогда не иссякнет!
Алматы