В чем еще виноваты врачи?

Но можно ли огульно обвинять всех во всем плохом, не замечая ничего хорошего? Где та грань между разумным и абсурдным, позволяющая объективно смотреть на происходящее вокруг?

В редакции нашей газеты оказался весьма любопытный документ, подписанный заместителем прокурора города Алматы Ж. УМИРАЛИЕВЫМ. В своем представлении господин прокурор обращается к начальнику управления здравоохранения города Алматы Р. КУАНЫШБЕКОВОЙ с требованием… привлечь к строгой дисциплинарной ответственности практически всех первых руководителей профильных медицинских учреждений города Алматы.

В чем причина? А в том, что прокуроры решили провести анализ сведений о несовершеннолетних беременных за несколько лет. Затем подумали и решили вменить в вину медикам ни много ни мало, а… укрывательство преступлений! Спросите каких? Предусмотренных ст.122 УК РК – за совершение действий сексуального характера с несовершеннолетним лицом. А срок по этой статье грозит серьезный – до 5 лет лишения свободы.

Так вот, прокуроры посчитали, что, как только девушка обратилась в женскую консультацию для постановки на учет или пришла в роддом рожать, руководители медицинских учреждений должны первым делом не ею заниматься, а в правоохранительные органы сообщать. Чтобы следователь и оперативно-следственная группа тут же нагрянули, девушку допросили, заявление о совершенном преступлении у нее отобрали, виновника, то есть отца ребенка, к ответственности привлекли. Формально вроде бы все с точки зрения закона объяснимо. Но как-то нелогично и бездумно получается.

Слишком уж деликатная эта сфера правоотношений. Мало того что девушка в столь юном возрасте оказалась в сложном положении, это психологически для нее тяжело, объясняться с родителями и педагогами приходится, а тут и с полицией разбираться, да еще с подачи врачей. Странно получается – те, кто призван медицинскую помощь оказывать, врачебную тайну сохранять, вынуждены будут дополнительно травмировать психику подростка и терять и без того хрупкое доверие к медицинскому персоналу. В этом ли их задача? Прокуроры всерьез считают, что это поможет? И не получится ли так, что это приведет лишь к тому, что такие девушки из-за боязни огласки и ответственности виновников их “интересного положения” вообще перестанут обращаться к врачам? Кто гарантирует, что они не отправятся прямым ходом к бабкам-повитухам на криминальные аборты или роды?

Самое парадоксальное в этой ситуации то, что за всю историю суверенного Казахстана таких претензий медикам еще никто не предъявлял. И это показательно, поскольку любые взаимодействия между правоохранительными органами и другими государственными структурами в такой сфере базируются не только на формальных статьях Уголовного кодекса РК, но и на согласованных между ведомствами действиях и инструкциях. Думается, это как раз тот случай, когда такая бумага не просто формальность, а необходимость на республиканском уровне, чтобы никто и ничего от себя не придумывал. А так ни практики единой нет, и толкование совершенного преступления весьма специфическое.

В общем, медики в очередной раз остались крайними. Начальник городского управления здравоохранения не стала спорить с прокурором и защищать подчиненных. Согласилась с тем, что они совершают аморальные поступки, не сообщая о несовершеннолетних беременных и роженицах куда следует. Да только вот осадок от этой истории остался. Кто выиграл в этой ситуации? И ради чего проводилась вся эта прокурорская проверка? Для галочки в отчете или все же для защиты прав юных девушек, оказавшихся в непростой жизненной ситуации? 

Автор: Elina Alkova