В центре Актау появились "могилы"

В нынешнем году, по данным городского акимата, в Актау было высажено 108 тысяч кустарников, 2 тысячи однолетних роз и более 120 тысяч петуний и бархатцев. Однако большая часть этих цветов погибла, как следует из ответа акимата на запрос редакции, “из-за климатической жары и сухого климата региона”. Но о том, что в Актау летом очень жарко, известно еще со времен начала освоения полуострова Мангышлак. Для коммунальщиков же эти жара и климат стали почему-то неожиданностью, так как, “несмотря на ежедневный полив, некоторые однолетние цветы погибли”. Этими цветами была выложена надпись “Тәуелсіздікке – 30 жыл” (“30 лет Независимости”). Чтобы ее сохранить, озеленители не придумали ничего лучше, чем… воткнуть в землю искусственные цветы. Рассчитывали, что никто не заметит. Но горожане оказались очень наблюдательными.

– Это позор! Бумажные и пластиковые цветы “посадили” и превратили город в настоящее кладбище. Я уже не говорю о засохших деревьях по всему городу – всё вымерло. Такие бешеные деньги выделяют, а в итоге мы в прямом смысле похоронили всю зелень, – возмущена жительница Актау Евгения ЛОГИНОВА.

В ГКП “Акбота”, которое в этом году выиграло тендер на посадку и уход за зелеными насаждениями в городе, сообщили, что решение “высадить” искусственные цветы было принято прежним руководством. Те, что высадили, погибли, а в самый разгар лета новую рассаду нигде не нашли.

– Живых цветов нет, так как у нас нет своего питомника. По всему Казахстану искали живые цветы, не нашли. Теперь мы просим, чтобы акимат выделил землю для питомника, также мы ведем переговоры с аграрным университетом в Алматы, чтобы использовать науку при выращивании цветов, – рассказал Муратбай КОПЕНОВ, исполняющий обязанности директора ГКП “Акбота”.

Вопрос выделения земли окончательно решится только после того, как определят подрядчика, который будет заниматься сферой озеленения. Договор с ГКП заключен пока до конца этого года. Кто будет дальше, неизвестно.

На “высаженные” искусственные цветы деньги из бюджета не выделялись. Их нашли на складах коммунального предприятия. Между тем на озеленение города Актау в нынешнем году было выделено 890 миллионов тенге. Такие же примерно суммы выделялись и в прошлые годы. Но толку от этого мало.

– За последние 5 лет зеленый фонд города сильно “похудел”, за 2 последних года мы потеряли еще десяток тысяч деревьев. Но зелень для Актау – это не просто прихоть или для красоты. В тяжелых условиях полупустыни – это легкие города. Но эти легкие сейчас барахлят. Горожане отмечают сонливость, головные боли по утрам. Это гипоксия, которая в нашем регионе приобретает хронический характер, – считает Кирилл ОСИН, руководитель НПУ “Эко Мангистау”.

В конце 70-х годов Шевченко получил золотую медаль Международной ассоциации архитекторов им. Патрика Аберкромби за гуманизацию окружающей среды, непригодной для обитания человека. Теперь же всё, что создавалось и выращивалось с таким трудом, планомерно уничтожается. Свой “вклад” вносят и короеды, которые расплодились в последние лет 5.

– Горожане, видя засохшие и мертвые деревья, часто жалуются на некачественный полив, но главный враг в городе – жук-короед. Бороться с ним химической обработкой бесполезно. Пораженные деревья и сухостой отвозят на свалку, оттуда они уходят на дрова. А потом жуки и личинки спокойно разлетаются по городу, поражая всё больше деревьев. Чтобы этого избежать, нужно использовать дробилки для перемалывания сухостоя, жуков и личинок. Это почти бесплатное удобрение, а не 2 кучки фекальной массы с очистных сооружений под каждое тысячное дерево за 20 лет, – отмечает эколог.

Заниматься работами по озеленению должно муниципальное предприятие, считает эколог. Однако этот вид работ пока в конкурентной среде. В нынешнем году акимату всё же удалось отстоять ГКП “Акбота”, передав ему часть работы по озеленению. Но возникла другая проблема – предприятие выставили на приватизацию. Еще 2 года назад эколог отправил письмо о плачевном состоянии зеленого фонда в Актау, указал причины, которые привели к потере легких города. Обращение до сих пор “ходит” по кабинетам правительства и министерств.

– Пока министры отписываются друг другу, мы наблюдаем гибель одного города на примере Актау, – считает Кирилл Осин.

АКТАУ