«В будущем казахи могут отказаться от ислама и вновь прийти к тенгрианству» ― обзор казпрессы

«Уважение к казахскому народу»: что общего между казахами и венграми

На портале Аikyn.kz было опубликовано интервью с Раушангүл Зақанқызы, которая долгие годы была преподавателем казахского языка и литературы на кафедре алтаистики Сегедского университета в Венгрии.

По словам Раушангүл, в Европе мало кто воспринимает казахов так близко, как венгры. Причиной тому являются венгерско-казахские связи, которые уходят корнями в далекую гуннскую и сакскую культуру и продолжаются по сей день.

«Венгерские востоковеды в своих трудах о казахах высоко ценили человеческие качества казахского народа. В XIX веке венгерские странники, встретившись с казахами, записали их лучшие качества. Находясь в Венгрии, я перевела этнографическое исследование Брашшаи Шамуэля "Казахи". Кафедра алтаистики Сегедского университета специально пригласила меня на обучение казахскому языку с выплатой заработной платы, оплатой жилья, медицинским страхованием. Это один из признаков уважения к казахскому народу, языку», ― поделилась она.

По словам Раушангүл, в центре Будапешта был установлен бюст Абая, также ежегодно около 250 казахских студентов получают гранты на обучение в лучших вузах Венгрии.

Сарыагашский убийца и дилемма о смертной казни

На портале Аlashainasy.kz было опубликовано высказывание Қазыбека Исы о необходимости восстановления смертной казни. Автор считает, что там, где нет строгого закона, железного порядка, справедливого суда, все преступления повторяются.

«Сарыагашский убийца, который зарезал и осквернил пятилетнюю девочку, ранее был судим на 10 лет за убийство... Как он мог гулять по деревне, напиваться водкой и со зверством убить ребенка, тогда как несколько месяцев назад был условно осужден на 3 года за то, что пару месяцев назад серьезно ранил соседа?! В Туркестанской области вообще работают полиция и суд?! По сути, без каких-либо пререканий необходимо вернуть смертную казнь за особо тяжкие преступления!» – заявил автор.

«Это высокомерие или наглость?»: как интервью Ералы Тугжанова подняло проблему этики акимов  

На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Еркіна Байғабылұлы об этике государственного чиновника. Поводом для этого стало интервью акима Актюбинской области Ералы Тугжанова, которое он дал журналисту Асхату Ниязову.

«Это высокомерие или наглость? Если аким целой области так презрительно разговаривает с журналистом, то чиновники из других регионов, вероятно, вовсе не подпускают к себе наших коллег. Было видно, что в социальных сетях оперативно организовались хвалебные мнения и комментарии о том, что аким поступил правильно. Во всяком случае аким области не имеет права так грубить ни одному представителю СМИ. Где этика государственного чиновника?» ― задался вопросом автор.

По его словам, сейчас журналисты могут открыто задавать вопросы и министру, и депутату, и руководителю любого учреждения, и акимам любого уровня. Одна из профессиональных задач журналиста ― довести проблемы общества до исполнительной власти. Главная задача акимов ― найти пути, механизмы решения поставленной проблемы и работать продуктивно.

«В будущем казахи могут отказаться от ислама и вновь прийти к тенгрианству»

На портале Аbai.kz было опубликовано высказывание Әбдірашита Бәкірұлы о религиозных течениях в Казахстане.

По словам автора, в истории человечества постоянно появляются локальные культурные очаги. В такие времена происходит ответвление от истоков. В средние века это отражалось в отходе от «централизованной религии». Католическая и протестантская война в Европе, появление лютеранства и православия являются свидетельством этого. Вот и недавний раскол украинской церкви и русской.

«Религия, которой придерживаются казахи по сей день, хоть и называется исламом, по своей сути является тенгрианством. После обретения независимости встал вопрос: "Каким должен быть ислам в независимом Казахстане?". Это привело к реорганизации религии, и арабские религиозные центры проявили особую активность и начали вытеснять те религиозные нормы, которые у нас были традиционными. Поскольку этот процесс происходил в морализаторской и кризисной ситуации ― к нам пришло противоречие всех течений, происходящих в исламском мире», ― высказался Әбдірашита Бәкірұлы.

По его словам, в результате у нас разгорелась борьба между исламскими сектами, которые раскололи народ.  Из-за этого в свою очередь в повестку был включен вопрос запуска механизмов зарождения в Казахстане новой культурной среды. В соответствии с этим в стране переродилось тенгрианство.

«В будущем казахи снова придут к тенгрианству, будут иметь периферийную религиозную форму, переплетающуюся с исламом, либо можно предположить, пойдут по научно-технологическому пути», ― предположил автор.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.