В большом союзе ушами не хлопают

Обсудить все «за» и «против» Таможенного союза прибыли те, кто в первую очередь играет по его правилам: представители Комитета таможенного контроля и бизнес-сообществ. А вот те, кому эти правила писать, болея и ратуя за выгоды родины в Таможенном альянсе, на встречу… не явились. То ли представители Министерства по делам экономической интеграции и Министерства экономического развития и торговли так заняты отстаиванием позиций в переговорных процессах,  то ли неудобных вопросов испугались, но кресла их пустовали. И интригующая правда о работе ведомств так и осталась за семью печатями.

– Президент подписывает только первую страницу больших деклараций и постановлений. А сотни страниц с расчетами и цифрами, с правами и позициями должны подписывать они, – возмутился модератор дискуссии политолог Нурлан ЕРИМБЕТОВ. – Если люди боятся прийти отстоять свои права у себя на родине, что говорить о Кремле или Минске?

Тем не менее, дискуссия выдалась живой и жаркой.

И всё-таки, вольготно ли на просторах ЕТС бизнесу? – начал дискуссию Нурлан Еримбетов.

Теоретически представители бизнеса обеими руками «за». Выйти на 170-миллионный рынок, минуя таможенные барьеры и возможные коррупционные ловушки – мечта для бизнесмена. Но практически конкурировать с товаром партнёров по Союзу сложно. Казахстан, заплативший за членство в ЕТС повышением пошлин на импортные товары, на сегодня испытывает  меньше выгоды от Таможенного союза, чем Россия и Беларусь. Доля торговли внутри Союза у Казахстана снизилась с 18,5 до 18,1%  с января 2011 по май 2013, тогда как у Беларуси она возросла с 46,8% до 49,3% за аналогичный период времени. Уменьшилась и доля экспорта во взаимной торговле в рамках ТС с 11,3% до 10,4% за это же время.

– Основная масса бизнесменов выступает в поддержку Таможенного союза, – говорит заместитель директора департамента экономической интеграции Национальной палаты Предпринимателей Владимир ПАК. – Наши автомобили успешно конкурируют на российском рынке.  Но существуют барьеры, которые растут как грибы после дождя. А выращивают их таможенные службы и налоговые органы: увеличиваются пошлины при экспорте автомобилей в Россию,  растёт возврат НДС при покупке запчастей в России для сборки на казахстанских автозаводах.

Между тем в Казахстан не прекращаются потоки российского бизнеса.  По словам Владимира Пака, привлекательным бизнес-климат делают, прежде всего, низкие налоговые ставки и простота оформления бизнеса. К примеру, российский «АвтоВАЗ» совместно с «Азией-АВТО» открыл предприятие в Казахстане, хотя и в России есть господдержка.

– Насколько правомерны разговоры о мощной финансовой интервенции  российских  банков?  – спросил   Нурлан Еримбетов. 

Хотя официальной статистикой гости «Эксперта» оперировать не могли, примеры прозвучали. Президент России Владимир Путин озвучил, что казахстанская сторона вложила в Россию 1 миллиард 700 миллионов тенге, тогда как россияне в казахстанскую экономику – 1 миллиард. При том, что население Казахстана в десятки раз меньше населения России!  Выходит, поднимаем экономику соседа, позабыв о своей?  А ведь нам есть куда вкладывать: лёгкая, тяжёлая, пищевая промышленности ждут-не дождутся своего часа…

А вот отечественному производителю выйти на белорусский и российский рынок проблематично.

– По данным Агентства по защите конкуренции обнаружено порядка 30 фактов ограничения доступа казахстанских товаров на рынки России. Какие это препятствия?  – прозвучал очередной вопрос модератора клуба.

– Препятствий достаточно много в разных областях, начиная от автоперевозок до кондитерских изделий, – сказал Владимир Пак. – Наши производители делают конфеты со старыми советскими названиями, которые есть и в России. В результате,  несмотря на наличие спроса, мы не можем присутствовать на их рынке, так как якобы нарушаем права российских производителей.

– По долгу службы приходится общаться с бизнесменами, слышать как негативное, так и позитивное по отношению к Таможенному союзу, – констатировал главный эксперт Комитета таможенного контроля РК Танатар СЕРГАЗИЕВ. – Нашим товарам сложно пробиться на рынок Белоруссии и России, что связано с определёнными барьерами, устанавливаемыми северным соседом.

Причина таких препятствий – недостаточная принципиальность в переговорных процессах. К такому мнению пришли гости «Эксперта».

– Нашим переговорщикам следует быть более принципиальными, – поделился мнением с «Караваном» председатель правления Мясомолочного Союза Иван САУЭР. –  Возглавить переговорные процессы должны такие тяжеловесы как Бакытжан Сагинтаев, Умирзак Шукеев, Сауат Мынбаев. Ведь не чурается же таких дел первый вице-премьер России Сергей Шувалов, лично участвуя практически во всех переговорах.

– Опасаюсь, что товары хлынут сюда и действительно убьют наш бизнес. Не будем ли мы ложки и кесе покупать за рубежом? А потом и баурсаки… не без опасения произнёс Нурлан Еримбетов.

– Не будем, если захотим, – считает Иван Сауэр. По его словам бизнес за годы независимости избалован: никто не идёт в производство, если рентабельность в нем составляет порядка 30%. А ведь возможностей – масса! В своё время Казахстан экспортировал 400 тысяч тонн мяса.

– По качеству мяса Казахстану ни Россия, ни Беларусь не конкуренты. Это наша ниша. Здесь мы можем стать монополистами, – продолжил Сауэр. – А кто встал в очередь на мясной бизнес? Никого не видно. А ведь есть программа, хорошие условия господдержки. Конечно, рентабельность не такая, как в нефтяном и банковском бизнесе, но она достаточна для того, чтобы встать на ноги.

Вспомнил Иван Адамович и о товаре номер один в таможенном союзе – казахстанской пшенице, «конкурировать с которой по качеству не может ни одна страна». Можем мы дать фору и по масличным культурам, картофелю, поставлять молоко не хуже партнеров по ТС. Правда, эта фора пока только на словах: продовольствием Казахстан обеспечивает себя лишь на 60%, а тот же картофель покупаем в Кыргызстане и Египте.

Представитель национальной палаты предпринимателей Владимир Пак честно признался, что, кроме автомобилей и текстиля, на экспорт промышленные казахстанские товары не идут.

На вопрос «Ведет ли ТС к потере суверенитета?» гости ответили решительное «нет», ведь все решения в рамках Союза принимаются консенсусом, на основании взаимных договоров. В крайнем случае, выйти из Таможенного союза можно в любой момент. Но закрываться в своей ракушке, жить изолированно в стремительно глобализирующемся мире, лишая себя новых технологий  и лучшего качества жизни, невозможно.

Не за горами вступление в ВТО, где конкуренция ещё выше. Страны СНГ, уже вступившие в ВТО, в том числе и наш коллега по ТС – Россия – застолбили себе льготы для сохранения существующих позиций на ряд лет. Застолбим ли мы?

Астана