5 февраля в столичной галерее искусств "Хас Санат" открывается персональная выставка Асхата Ахмедьярова "Нафталин". Первая за последние 20 лет.
"...У моей бабушки был огромный старый сундук, там она хранила сложенные дорогие ткани, разваливающийся Коран, боевую саблю, медали и ордена, дарственные вещи, а также там хранились старые фотографии. Вот это все я помню на фоне резкого запаха нафталина..."
Асхат Ахмедьяров – один из ярких представителей современного казахстанского искусства. Участник Берлинского фестиваля No Mad's Land, Сингапурской биеналле "Если изменится мир" в 2013 году, Аrt Dubai – в 2014-м. Ахмедьяров работает в нескольких жанрах – видеоарт, перформанс, инсталляция, фотография. На выставке "Нафталин" будут представлены работы разных серий и периодов.
"...В лихие 90-е, после ухода бабушки, содержимое сундука начало уменьшаться, а затем исчез и сам сундук. Все, что десятилетиями хранилось благодаря нафталину и вниманию одной женщины, разобрали ее многочисленные наследники и необходимость, продиктованная временем..."
Одна из главных тем для Ахмедьярова, та, что его волнует, – исследование влияния западной культуры на национальную, ее экспансия. Он обозначил ее в очень личной истории о бабушкином сундуке. Как вещи из этого сундука, которые со временем были раздарены, проданы или оказались просто ненужными, так атрибуты прошлого бессильны перед временем и изменением сознания. В "Нафталине", как говорит сам художник, он "с тихим ужасом" наблюдает утрату традиционных форм, и ее первые признаки – еще в архивных снимках конца XIX – начала XX века. И здесь "антимолевое средство бессильно", констатирует художник.
"...Фотографии разобрали все, кто имел в своей программе базовый код, идентичный с бабушкиным. Ткани и дарственные вещи теперь были не в цене, их просто выбросили вместе с мусором. Часть наград дедушки была реализована ее дочерью как драгметалл, а семейная реликвия – сабля – была продана за 80 советских рублей, так как не хватало продуктов и денег на выпивку..."
"Нафталин" не дает гарантии сохранения материальной культуры степи, но есть возможность созерцать начальные стадии взаимного проникновения Востока и Запада. Выставка стартует 5 февраля.