С начала февраля 2007 года жителей Амангельдинского и Жангельдинского районов, а также города Аркалыка и всего аркалыкского региона Костанайской области ждал неприятный сюрприз: поезд "Костанай - Аркалык" приказал долго жить.
Для многих аркалыкчан этот состав из четырех вагонов единственное связующее звено с областным центром - Костанаем. Кто в больницу с ребенком едет, кто в школу вещей прикупить, кто на областную конференцию спешит.
Добираться по не самым ровным дорогам 600 с лишним километров на автобусе или машине под силу не каждому. Во-первых, автобус если и ходит, то не каждый взрослый человек способен вынести такие испытания, не говоря уже о стариках и детях: зимой холод, а летом - невыносимая жара. Во-вторых, следует учитывать, что и аркалыкчане тоже люди, у многих в Костанайской области родственники, к которым они частенько ездят, большую часть пассажиров составляют студенты костанайских вузов - это какое же столпотворение будет на подступах к автобусам?
Поэтому буквально в конце января аким Костанайской области Сергей Кулагин побывал в Астане, где изложил сложившуюся непростую ситуацию премьер-министру РК.
Пока что на сегодня жизнь аркалыкскому составу продлили до 20 февраля. Дата неумолимо приближается, а до того времени руководство Костанайского региона вместе с Правительством должно мирно попытаться решить проблему. По крайней мере, заместитель акима области Виктор Мейстер, пообещал, что поезд ходить будет.
Окончательное решение примут во время визита в Костанайскую область премьер-министра РК, которого ждут со дня на день. Споры по аркалыкскому составу ведутся уже четвертый год подряд, поэтому давно уже пора разрубить гордиев узел и расставить все точки над "i".
Тем более, что таких составов во всем Казахстане раз два и обчелся: в Костанайской области и Восточно-Казахстанской.
Вся проблема состоит в том, что в Министерстве транспорта и коммуникаций и в Министерстве экономики поезд "Костанай-Аркалык" считают … межрайонным.
По этому поводу им возражает Виктор Мейстер, руководствуюсь практичными доводами: "Мы считаем его межобластным. Во-первых, общая протяженность маршрута составляет 632 километра, тогда как под разряд "пригородных" согласно законодательству подпадают те, чья протяженность не более 150 километров. Во-вторых, по территории Акмолинской области он проходит 226 километров, там же останавливается на восьми станциях. Мы предлагали железнодорожникам наиболее приемлемый как для них, так и для нас выход: давайте пустим этот же состав, дадим маршруту два наименования, от Костаная до станции Есиль он будет именоваться как "Костанай-Есиль", а из Есиля до Аркалыка "Есиль - Аркалык". Не хотят. Тогда мы предложили взять "Костанай-Аркалык" на областной бюджет, но поставили им условие, что тогда взамен они берут на себя поезда по другим направлениям, таким как Костанай-Троицк, Костанай-Новоишимка, Тобол-Толе-би, такие же международные и межобластные маршруты. Отказались.
В прошлом году обслуживающая направление "Костанай-Аркалык" компания ТОО "Жолаушылартранс" просила из республиканского бюджета дотаций на сумму в 47 миллионов тенге, в этом году ставка поднялась до 150 миллионов тенге. Что явилось действительной причиной требования суммы почти в три раза превышающей прошлогоднюю, - компания-перевозчик ответить подробнее отказалась. Ответ у них один, поезд приносит убытки!".
Но аркалыкчане с этим не согласны, судя по количеству пассажиров на направлении "Костанай-Аркалык", "Аркалык-Костанай" - "народная тропа" навряд ли в ближайшее время "зарастет".
Фото с сайта http://www.rian.ru