Был проведен анализ системы общественного транспорта Алматы и других городов Казахстана, а также приведены примеры из международного опыта обеспечения доступности, подготовлены выводы и рекомендации, которые будут направлены в государственные органы.
Основной вывод: общественный транспорт, как правило, недоступен для маломобильных групп населения, к которым относятся не только граждане с инвалидностью (их в Алматы на сегодня проживает около 48 000 человек), но и пожилые люди, женщины с маленькими детьми.
Исследователи напомнили, что Казахстан в 2015 году ратифицировал Конвенцию о защите прав инвалидов. Поэтому обеспечить равный доступ к общественному транспорту людям с инвалидностью это не блажь общественников, а обязательство, которое страна взяла на себя на международном уровне. В статье 9 Конвенции как раз говорится: “Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи...”.
Из примерно 1 400 автобусов в Алматы порядка 800 – частично низкопольные. А чуть меньше половины автобусов – с высокими ступеньками и без рампы (откидной пандус), то есть абсолютно недоступны для маломобильных групп населения. И если мама с ребенком еще может решить эту проблему самостоятельно – подняв детскую коляску в салон, то взрослый человек, передвигающийся на кресле-коляске, нет.
– Важно понимать, что для человека с инвалидностью доступ к общественному транспорту это и доступ к образованию, медицине, отдыху, – говорит Светлана СПАТАРЬ, представитель общественного фонда “Аржан”. – Человек, как правило, вынужден сидеть дома и не может посещать какие-то места, потому что у него нет возможности туда добраться, не у всех есть личный автотранспорт. Когда мы делали обзор подвижного состава, с удивлением узнали, что последняя партия автобусов, которая была закуплена для города, уже без откидного пандуса. Транспортники говорят, мол, мы эту опцию не включали, потому что ею никто не пользуется!
Активный алматинец Максим ВИНОГРАДОВ передвигается на кресле-коляске и говорит, что ему приходится строить свои маршруты по городу, обходясь без общественного транспорта. По его словам, автобусы и троллейбусы зачастую не подъезжают вплотную к остановке – зазоры между остановочным комплексом и транспортом для него непреодолимы. Несколько лет назад, когда он пытался воспользоваться автобусом, водители его игнорировали, делая вид, что не замечают, либо предпринимали неудачные попытки открыть пандус, в итоге уезжали без Максима. С алматинским метро отношения сложились лучше, но все же на то, чтобы проехать две остановки, у него уходит от 40 минут до полутора часов (!), ведь бывает, что сломан подъемник.
– Еще несколько лет назад в автобусах было аудиообъявление остановок, сегодня люди незрячие рассказывают, что, чтобы выйти на правильной остановке, они считают, сколько раз автобус остановился. А если случится какой-то форс-мажор?! – продолжает Светлана Спатарь.
Из обнаруженных недочетов, которые транспортникам под силу убрать, – отсутствие звукового оповещения остановок и бегущей строки с названием остановок, недостаток информации по описанию маршрута, схем и интервала движения внутри транспорта. А также отсутствие информации о техническом составе, маршрутах, доступности остановок для людей с инвалидностью на интернет-ресурсах транспортных компаний.
– Это обязательные требования, которые должны соблюдаться, если хочешь перевозить людей. Персонал должен быть обучен, техника должна соответствовать, если не можешь выполнять – то не должен выходить на рынок, – считает Елена ЕРЗАКОВИЧ, менеджер проекта ПРООН-ГЭФ “Устойчивый транспорт города Алматы”.
В рамках проекта будут созданы видеоинструкции для водителей и кондукторов общественного транспорта по обслуживанию пассажиров с разными формами инвалидности. Также для пользователей общественного транспорта готовятся памятки, как взаимодействовать и помочь человеку с инвалидностью в транспорте.