В Алматы прошел "круглый стол" по вопросам внедрения прецедентного права в законодательство РК

В рамках встречи впервые были обсуждены вопросы имплементации элементов прецедентного права в законодательство Республики Казахстан и рассмотрен опыт прецедентного права за рубежом.

Организатором международной диалоговой площадки выступили КазНПУ имени Абая, Институт Сорбонна-Казахстан и Международный финансовый центр «Астана» при поддержке Фонда Первого Президента РК – Елбасы.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz побеседовал со спикерами "круглого стола".

Заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента РК, член Венецианской комиссии Совета Европы от Республики Казахстан Игорь Рогов:

 

- Как вы знаете, по инициативе Елбасы создан Международный финансовый центр «Астана» (МФЦ «Астана»), который уже успешно работает, и особенность этого центра заключается в том, что там применяется для многих в Казахстане непонятная система права, то есть английское право.

В этой связи среди юристов возникают различные мнения, дискуссии, насколько, во-первых, возможна в принципе имплементация каких-то элементов прецедентного права там, где применяется континентальная система вообще и в Казахстане в частности.

Возникают вопросы: как будет функционировать центр, какие будут взаимоотношения с правовыми структурами Казахстана. Все это представляет не только чисто теоретический интерес, но и серьезный практический, потому что вопрос об инвестициях, вопрос о положении денег встает каждый раз, когда возникает проблема в решении споров между теми или иными участниками какой-либо структуры.

Я думаю, сегодняшняя встреча очень своевременна, потому что здесь присутствуют не только казахстанские юристы, но и французские, потому что Институт Сорбонна-Казахстан - это детище казахстанско-французское, и правовая система Франции, как и Казахстана, – это континентальная система права. Им тоже интересно, как в отдельно взятой стране, в отдельно взятом регионе может функционировать иная система права.

- А вообще Казахстану нужна эта англосаксонская система? Чем она удобна?

- Нужно это для того, чтобы в нашу страну более активно вошли инвестиции, для привлечения капитала. В мировом бизнесе доверие к английскому праву идет больше.

На мой взгляд, это обусловлено очень высоким уровнем судейской работы, и это общепризнанно.

В том же Дубае существует аналогичный центр, в Лондонском арбитражном суде подавляющее большинство участников процесса являются не граждане Великобритании, а примерно 70 процентов людей из других стран. И лидируют там несколько стран, это Казахстан и Россия, то есть представители сугубо континентального права. Но бизнесмены предпочитают договариваться при заключении сделки, что их споры будут рассмотрены по системе английского права.

Речь идет не о имплементации всего английского права. В первую очередь речь идет о финансовых и экономических отношениях, вот здесь определенные и нужные элементы можно и нужно имплементировать.

 

Казахстан сделал рывок от территории евразийского пространства и европейского пространства, потому что применение английского права на своей территории - это революционный шаг, и у нас уже заимствуют этот опыт узбекские коллеги.

Сегодняшняя задача наших юристов - понять, как работает, как это будет и что можно позаимствовать уже сегодня уже и в нашей системе, чтобы наши судьи были столь же авторитетны и уважаемы в нашем обществе, как это происходит в Великобритании.

Директор Института Сорбонна-Казахстан, доктор юридических наук, профессор Айнур Сабитова:

 

- Сегодня в Институте Сорбонна-Казахстан прошло очень важное событие, потому что на самом деле важно, что 23 апреля текущего года мы совместно с МФЦ «Астана» открыли «сases law» (прецедентное право).

На самом деле цель создания этого центра - помочь молодым исследователям, студентам, магистрантам, докторантам, и не только казахстанским, использовать эту площадку для обсуждения этих проблем.

Прецедентное право («сases law») – насколько оно может быть внедрено в национальное законодательство, потому что все знают, что наша система права – она континентальная. Наше законодательство больше даже похоже на французское. Но тем не менее для нас очень важно использовать опыт самых передовых ведущих европейских стран. И наши французские партнеры очень заинтересованы. И для казахстанских студентов это большая возможность перенять опыт именно английского законодательства, как оно может быть интерпретировано.

Это большая возможность поднять научный потенциал молодого поколения.

Член коллегии арбитров Международного арбитражного центра МФЦ «Астана», член консультативного совета МФЦ «Астана» по исламским финансам, адвокат старших судов Англии и Уэльса, партнер и глобальный руководитель отдела исламских финансов шейх Билал Хан:

- Прецедентное право, которое мы также называем "общее право", на самом деле происходит от английской правовой системы. Это вековая система, которую испробовали и протестировали во многих странах мира.

Это очень гибкая система, основанная на прецедентах. Прецеденты означают: когда дело доходит до суда, пример его решения записывается, и будущие схожие дела решаются, основываясь на предыдущем решении, если только судья не аннулирует предыдущее решение.

Такой подход делает это право очень гибким и постоянно меняющимся, это то, что необходимо в настоящее время, особенно в мире, где постоянно совершаются технологические открытия.

В Казахстане очень строгая правовая система, она не может быть изменена с новыми современными экономическими открытиями.

Говоря о Казахстане, я бы не сказал, что Казахстану необходимо прецедентное право, я бы сказал, что прецедентное право уже используется в качестве эксперимента в Международном финансовом центре «Астана». Это практически правовая юрисдикция, страна внутри другой страны, то есть правовая система, применимая в МФЦА, абсолютно отличается от основного права Казахстана. Это хорошая лаборатория для тестирования, и в случае успеха Казахстан сможет применить это во всей стране.

Почему нужен Международный финансовый центр в Казахстане, потому что Казахстан, следуя указанию первого Президента, пытается вывести экономику на новый уровень, привлечь больше инвестиций в страну, увеличить приватизацию, что означает приход иностранных инвесторов.

Со всем уважением к Казахстану инвесторы не доверяют казахстанскому или российскому законодательству, они доверяют только международным системам, а самая распространенная международная система – английское право. Поэтому вы это делаете, то есть это не просто преднамеренное решение, а необходимость.

Экономические реалии сегодня новые, и я думаю, в будущем не обязательно будет английское право, мы говорим больше об изменении и совершенствовании права, и мы найдем эту новую часть права.

Я один из судей Международного арбитражного центра, суда, который у нас есть в МФЦА, и я специалист в английском праве и исламском праве. К примеру, английское право взяло много от исламского права, что еще раз подтверждает гибкость системы, то есть вы можете адаптировать это право под свою страну.