В Алматы мошенники переправили за рубеж 200 авто, находившихся в залоге у банков

О том, с чего все началось и что послужило причиной такого громкого успеха аферистов, рассказывает главный опер-уполномоченный по особо важным делам Южного регионального управления по борьбе с организованной преступностью департамента криминальной полиции МВД Республики Казахстан полковник Станислав ПОРТНЯГИН.

“Король” продаж – “Ленд Крузер-200”

По его мнению, предпосылкой для этого вида афер стали ошибочные действия сотрудников банков второго уровня.

– Все началось с того, что в конце лета 2013 года банки принялись продавать дорогие авто престижных марок в лизинг, – рассказывает полковник Порт-нягин. – Отметим, эта схема вполне успешно работает в ряде европейских стран, поэтому ее решили заимствовать и наши “банкиры”. Выложить все денежки за машины ценой от 100 тысяч долларов и выше готовы не все, даже весьма состоятельные люди. Но по условиям договора покупателям достаточно было внести от 10 до 30 процентов от стоимости, а остальную сумму они должны были выплатить, согласно условиям договора, постепенно и по частям. Надо признать, схема существенно активизировала процесс продаж авто, и к осени 2013 года он достиг своего пика. Предпочтение покупатели отдавали машинам “Тойота Ленд Крузер-200” и “Лексус-570”, “Ниссан Патрол”, “Мерседес GL и ML”.

Но вскоре банки забили тревогу: внеся 10 процентов от стоимости машины, платить оставшуюся сумму и погашать проценты большинство покупателей не торопились. Тогда руководство банков решило обратиться в правоохранительные органы. Была сформирована следственно-оперативная группа, которая сразу же приступила к расследованию. Однако, как выяснилось, найти покупателей – дело непростое.

Дело в том, что для заключения договора о продаже машины в лизинг требовались присутствие самого клиента, а также минимальный пакет документов: удостоверение личности или паспорт, справка о месте жительства и справка о доходах. По условиям договора, чтобы расплатиться с банком, покупатель должен был получать не менее, скажем, 500 тысяч тенге. Фактически человека не проверяли, а верили ему на слово. Не требовалась ни справка об отсутствии судимости, ни справка с места работы…

Расклад по мастям

Чем преступники и не преминули воспользоваться. Многие из них имели высшее экономическое образование и ранее работали в банках. Они создали группу, в которую вошли “вербовщики”, “лыжники” и “финансисты”.

Первые, в основном женщины, искали остро нуждающихся в деньгах граждан – “лыжников” (от выражения “делать лыжи”). И если те соглашались сыграть роль покупателя престижного авто, им выплачивали от 100 до 500 долларов США. Причем “лыжников” использовали втемную, поясняли, что оформляют машину для иностранной компании, а потом обязательно переоформят. Деньги для первого взноса выдавали “финансисты”, которые старались держаться в тени и не вступали ни с кем в прямой контакт.

Большинство “лыжников” оказались бомжами, ранее судимыми, наркоманами, инвалидами и даже психически больными людьми. Заполняя анкету, они писали, что являются коммерсантами, директорами фирм и даже владельцами крупного бизнеса. На самом деле у них не было денег даже на то, чтобы купить велосипед. Естественно, документы у этих “покупателей” были поддельными. Поэтому оперативникам пришлось накрутить десятки километров, бегая по адресам.

Когда машина попадала в руки “вербовщиков”, “финансисты” начинали искать покупателя. Как правило, новенькие автомобили стоимостью 100–150 тысяч долларов продавали на 20–30 тысяч долларов дешевле рыночных цен. Большинство похищенных машин уходили в Российскую Федерацию и Таджикистан. После успешной продажи немалую долю получали “вербовщики” и еще большую – “финансисты”.

Залоговому авто все дороги открыты?

Тут возникает вопрос: как авто, находящееся в залоге у банка, могло беспрепятственно пересечь государственную границу? Ведь когда машина продается в лизинг, то до полного погашения кредита на нее автоматически накладывается арест.

Но, как выяснилось, в нашем законодательстве имеется огромный пробел. Если все угнанные и похищенные авто вносятся в специальную базу данных, то подобной базы для залоговых машин и находящихся в лизинге не существует!

Проданные в лизинг машины в РФ и Таджикистане ставили на учет по поддельным документам, как пригнанные не из Казахстана, а из других стран.

В ходе расследования всплыл и любопытный факт: главари этой преступной группы, “навар” которых от продажи всего лишь одной машины составлял от 30 до 40 тысяч долларов, оказались… игроманами! И успели проиграть в казино немалые суммы.

Что касается казахстанских конечных приобретателей авто класса люкс, то хотя они и говорят, что ни о чем не догадывались, верится в это с трудом. Наверное, всем понятно, что авто с темным прошлым способно доставить своему владельцу массу проблем, однако люди, находясь в плену у собственной жадности, все-таки приобретают угнанные и похищенные машины. И очень зря.

P. S. В настоящее время уголовные дела по всем фактам мошенничества расследуют сотрудники следственного департамента МВД РК, которым удалось доказать причастность к хищению 45 автомобилей 17 граждан, шестеро из которых осуждены, семь дел направлено в суд, а четыре человека объявлены в розыск.