НАРОД ТОЧИТ ТОПОРЫ
Казахстанцы усиленно готовятся к Новому Году и приготовления эти грозят оставить вместо елок одни лишь воспоминания в виде пеньков.
Видимо, привычка встречать Новый Год в компании с настоящей свежей и пушистой елью будет искоренена не иначе, как вместе с последним из этих деревьев. Так как полиэтиленовая копия является слабой альтернативой натуральной елке, все хвойные рискуют попасть под топор.
Самым опасным временем для них традиционно являеются три последних дня уходящего года: 29, 30 и 31 декабря. Именно в этот роковой период горожане, вооружившись топорами и пилами, устремляются на поиски колючих красавиц. Большинство дровосеков на это толкает жажда наживы. Ведь в последние дни цены на натуральные елки подскакивают до 10 - 15 тысяч тенге. Между тем, цена одного саженца высотой в 1,5 метра колеблется от полутора до двух тысяч долларов. Чтобы вырастить такую ель требуется около 15 лет, но гражданам это безразлично.
Год назад моему знакомому пришлось наблюдать, как некий, сильно нетрезвый субъект с большим топором, словно древний викинг набросился на беззащитную елочку и срубил ее одним ударом. Произошло это безобразие в Алматинском сквере на пересечении улиц Жарокова и Ходжанова. Естественно, одна елка никак не могла удовлетворить его аппетита, поэтому он собрался добыть еще несколько. Скорее всего, на продажу. В ответ на просьбу пощадить зеленые насаждения, озверевший лесоруб отреагировал чрезвычайно нервозно и пообещал после елок, заняться самим очевидцем. Знакомому пришлось вызвать полисменов, которые увезли мародера вместе с его добычей в РУВД.
Под пилы и топоры подобных граждан, которые, кстати, называют себя натуралами (приверженцами всего натурального), кроме обыкновенных елок, частенько попадают тянь-шанские голубые ели, крымские сосны, кедры и даже декоративные туи. В Алматы объектами предновогодних атак являются Ботанический сад, территория бывшей ВДНХ и многочисленные городские скверы. Но, если там елки еще могут рассчитывать хоть на какую-то охрану, (места, все-таки, людные), то их сестры в горах полностью лишены всякой защиты.
Кроме любителей природы, количество хвойных сокращают лесные пожары. Напомним, что 3 года назад в одном только урочище Медео выгорело несколько гектаров лесонасаждений.
Если так пойдет дальше, то краса и гордость Казахстана - горы Заилийского Алатау останутся абсолютно лысыми и безжизненными.
В ХОЛОДИЛЬНИКЕ СПРЯТАНЫ МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ
Однако, доктор биологических наук, профессор Ермек Жумабеков заявляет, что даже если какой-нибудь катаклизм уничтожит в казахстанских горах и степях всю растительность - ели, сосны и кустарники, они не будут безвозвратно потеряны. В единственной в Казахстане и Средней Азии лаборатории генетики и репродукции лесных культур собран весь генофонд растений южно-казахстанской области: ели, сосны, кедры, можжевельники, биоты и туи.
По словам Ермека Жумабекова, ученые разработали три способа разведения растений: семенное, клональное и микроклональное размножение.
Ермек Жумабеков: - Для этого, наши сотрудники собирают шишки, вытаскивают из них семена, проращивают их и высаживают в грунт. За год голубая ель вырастает всего на 10-12 сантиметров. Такой темп роста сохраняется первые 10 лет ее жизни. Затем, дерево начинает расти быстрее.
Семенным размножением за текущий год в лаборатории удалось вырастить более полутора тысяч елей. Но, по словам профессора Жумабекова, это ничто, по сравнению с теми возможностями, которые открывают методы клонирования и микроклонирования.
Для клонирования используются побеги последнего года. Их обмакивают в гормональный бульон и высаживают в почву. Год спустя побеги выкапывают, хвою выдергивают, а почки размером около 5 мм помещают в пробирки с питательной средой. После образования корней, их высаживают в песчано-почвенную смесь.
Для микроклонального размножения из семян извлекают зародыши и высаживают их в питательную среду. Там клетки начинают бурно делиться и из одного зародыша, также как и одной почки можно вырастить миллионы растений. Все они будут совершенно одинакового цвета, высоты и формы, идентичны до самой последней колючки.
Такая методика позволяет получать деревья с самой разной окраской, длиной и густотой хвои.
Микроклонирование применяется для сохранения и размножения особо ценных форм древесных культур, таких как биота восточная.
В древности в междуречье Сырдарьи и Амударьи росли целые леса биоты.
В Средней Азии биоту называли древом жизни - она жила свыше тысячи лет, а там, где она росла, создавался собственный микромир. Это дерево обладало сильнейшим антибактериальным действием, ее древесина не плесневела и не гнила. Поэтому из стволов биоты выкладывали колодцы, вода в которых никогда не портилась. Эти леса были полностью уничтожены во время строительного бума, когда закладывали Самарканд, Бухару и Хорезм. При горении древесина биоты давала очень высокую температуру, необходимую для обжига глиняных кирпичей. Теперь отдельные экземпляры этого дерева встречаются лишь в Таджикистане, Узбекистане и китайской провинции Шаньси. Но все еще можно исправить.
Фактически, в маленьком термостате лаборатории, похожем на холодильник, при температуре плюс 3 градуса Цельсия, хранятся сотни лесов, миллионы кубометров древесины стоимостью в миллиарды долларов.
ЕЛКИ ВСТРЕТЯТ НОВЫЙ ГОД ПОД КОНВОЕМ
В настоящее время казахстанским частным предпринимателям разрешено заниматься озеленением городов и населенных пунктов.
Ермек Жумабеков говорит, что, если бы городские власти оказали его лаборатории содействие, то весь Алматы превратился бы в еловый лес.
Он готов хоть даром раздавать саженцы хвойных, но для их разведения необходимы специальные питомники, которые, в свою очередь, необходимо охранять. Принимая во внимание увеличивающееся с каждым днем число автомобилей, сосны и елки оказались бы в Алматы весьма кстати. Ведь хвойные поглощают углекислого газа и выделяют кислорода намного больше, чем их лиственные собратья.
Пока же руководители акимата южной столицы и их областные коллеги пытаются спасти имеющиеся ели от вырубки.
В канун нового 2007 года весь личный состав полиции южной столицы и ДВД Алматинской области будет переведен на усиленный вариант несения службы. Наряду с исполнением прямых обязанностей по охране общественного порядка и профилактике преступлений, городской и областной акиматы потребовали от полисменов взять елки под усиленную охрану.
Фото сайта kp.ru