В алматинских автобусах не будет ни билетов, ни валидаторов

Рабочая смена для водителя Кайрата Илишева сегодня началась с изучения новой электронной системы, которую на его автобус установили накануне. Отныне больше никаких наличных: валидаторы заменили новыми терминалами.

Кайрат Илишев:

- Мы прошли обучение, нам показали, как работает. Ну, я не скажу, что есть какие-то сложности. Он удобен для водителя, и как бы помощник всем водителям.

Новую систему оплаты проезда в Алматы намеревались запустить еще десять лет назад. Но тогда в бюджете на это не нашлось средств. Власти нашли альтернативу кондукторам – заменив их на валидаторы. Но и те не оправдали себя: некоторые водители вскрывали аппараты и изымали деньги. Несовершенством системы пользовались и пассажиры: вместо монет они кидали туда игральные фишки и всевозможный металлический мусор. Теперь, говорят разработчики, все будет иначе.

Для проезда в общественном транспорте теперь понадобится вот такая электронная карта. Принцип ее работы прост: снимаете защитный слой, пополняете баланс, а затем прикладываете ее к считывающему устройству. Баланс списан. Теперь больше никаких билетов и наличности.

Разработчики уверены: новшество не только повысит сервис, но и позволит, наконец, высчитать реальный пассажиропоток. 

Рифат Абдураманов, ТОО «Транспортный холдинг Алматы»:

- Мировая система показывает, что после внедрения электронного билетирования доходы автобусников возрастают как минимум на 20%. Понятно, что это единая система, и тут должна быть совместная работа контрольно-ревизионной службы.  Плюс мы выводим многие средства, и там, где есть наличность, всегда присутствует тот самый пресловутый человеческий фактор.

Для продажи карт в городе открыли 200 пунктов. А для пополнения счета установили почти 5 000 терминалов. Что касается именных электронных билетов для студентов, школьников и пенсионеров, их уже начали выдавать бесплатно. Для этого нужна лишь фотография и удостоверение личности.

Сегодня новшество оценили чиновники. Они заверили, что из городского бюджета на проект не было потрачено не тиына. Ведь установка только одной такой системы обходится почти в полмиллиона.

Юрий Ильин, заместитель акима г. Алматы:

- Предполагает, что окупаемость проекта произвести в течение 5-7 лет. То есть сейчас не ставится вопрос об однодневной окупаемости или в течение года. В первую очередь, это вопрос социального характера, который и преследует инвестор.

Внедрение безналичного расчета обрадовало далеко не всех пассажиров. Многие говорят, что теперь придется постоянно вспоминать, сколько средств осталось на карте. Но сложнее всего будет гостям города.    

- Возможно, это и будет удобно! Но, к примеру, людям, которые приезжают из других городов, может быть, иностранцы, и если у них не будет этой карты, они не смогут проехать на общественном транспорте.

- Для меня проще так, как было раньше, и оставили проездные билеты.

- Почему?

- Я не знаю, но, может, все из-за того, что мы просто еще не привыкли к этому.

Сейчас на линию вышли уже 200 переоборудованных автобусов. До 15 октября разработчики намерены установить терминалы на всем общественном транспорте. А уже со следующего года единую электронную карту можно будет использовать и в алматинской подземке, и в пригородном общественном транспорте.   

Loading...

Автор: КТК