Сейчас все желающие покататься по морю обязаны иметь при себе кроме документа, удостоверяющего личность, еще и пропуск в погранзону. Оформляется он судовладельцем – обычно вся эта процедура занимает не больше месяца.
– На отсутствие этих разрешений у пассажиров прогулочных судов пограничники закрывают глаза, иначе о морском туризме пришлось бы забыть. Обычно все возмущаются – мы ведь не отходим далеко от берега! Но в законе понятие “Выход в море” не определено вообще! Его можно трактовать как угодно – от “зашел в воду по щиколотку” до “вышел за пределы территориальных вод”. То есть необходимо точное определение, – говорит Олег МОРОЗОВ, заместитель командора актауского яхт-клуба.
Еще один момент, который никак не объяснен в законе – это понятие “Темное время суток”, в которое выход в море запрещен.
– В мировой практике принято трактовать этот термин как окончание или начало навигационных сумерек, которые наступают ровно за 40 минут до восхода солнца и заканчиваются через 40 минут после его захода. По сути, это точное определение, позволяющее с точностью до секунды определить факт нарушения, ведь время восхода или захода солнца легко можно узнать даже на смартфоне! Но, пользуясь отсутствием определения, наши пограничники трактуют это понятие на свое усмотрение, например, с 23.00 до 7.00, или с 22.00 до 8.00, или вообще, как “Уже темно”, – отмечает Олег Морозов.
По закону судно, которое не имеет возможности дойти до базы в светлое время суток, должно встать на якорь “вблизи берега”. Но и это понятие никак не отражено в законе.
– Насколько это – вблизи? Например, в районе Теплого пляжа большинство судов не сможет подойти к берегу и на километр, потому что там мелководье! Мы полагаем логичным считать эту норму как глубину не более 10 метров. За 10 лет на многочисленных совещаниях с пограничниками, сотрудниками транспортной инспекции и акиматом мы постоянно высказывали эти предложения, но безрезультатно. В феврале прошлого года в этот закон были внесены изменения, но трактовок этих важных терминов, к сожалению, так и не появилось, – рассказывает замкомандора яхт-клуба.
В прошлом году стало немного полегче, признаются судовладельцы. Акимату дали право ходатайствовать, а КНБ РК – соответственно приостанавливать режимные ограничения в акватории Каспия на расстоянии до 2 миль от берега. Это участок, где не нужно никаких документов для выхода в море, кроме разве что прав на вождение судов.
– А в этом году опять двадцать пять! Мы до сих пор не получили документ о приостановке ограничений. Учитывая, что в прошлом году на принятие такого решения потребовалось около полугода, мы имеем шанс получить свободный выход в море как раз к окончанию сезона, – добавляет Олег Морозов.
Судовладельцы отмечают – пока они не могут вывозить туристов в море, чтобы встретить, например, закат или рассвет.
– Недавно ко мне обратились несколько туристов – они хотели сделать фотосессию на фоне заката и снять вечерний Актау со стороны моря. А я им вынужден был отказать – не потому что я не хочу, а потому что меня оштрафуют, даже несмотря на наличие у меня разрешения на выход в море. Там написано – в светлое время суток. А если бы ограничения на 2-мильную зону сняли, мы могли бы выходить в море в любое время, – отмечает один из судовладельцев.
В областном управлении туризма рассказали, что ходатайство о получении разрешения на выход в море в пределах 2-мильной зоны еще в январе – феврале отправили в областной департамент КНБ, полицию и в Пограничную службу, а затем письмо отправили уже в КНБ РК.
“Принимая во внимание длительность процедуры согласования разрешительных документов центральными государственными органами, в марте акиматом области было направлено письмо премьер-министру РК с просьбой – внести изменения и дополнения в пункт 6 статьи 48 Закона “О государственной границе РК”. Он касается изменений с ежегодных разрешений на приостановление действий режимных ограничений – на бессрочное, без ежегодного согласования”, – говорится в ответе областного управления туризма на запрос “КАРАВАНА”.
По информации управления, проект приказа уже согласован с КНБ, завершено публичное обсуждение на портале открытых нормативных правовых актов, а в середине апреля получено положительное заключение научной антикоррупционной экспертизы. Сейчас он на согласовании в МВД и министерстве юстиции РК. Судовладельцы всё же не теряют надежду на то, что хотя бы в середине лета, когда в Актау хлынет основной поток отдыхающих, они смогут беспрепятственно выходить в море, не опасаясь штрафов.
АКТАУ