Узоры с прищуром


По преданию, Чингисхан в своих походах никогда не расставался с деревянными пиалами, доставшимися ему от родителей. Казалось бы, Сотрясатель Вселенной мог позволить себе и золотые чаши. Но он был предан дереву. В уникальности и даже магической силе посуды, изготовленной из этого материала, уверен и Болатбек Калдыров.

Едва переступаешь порог его небольшой мастерской, как тебя тут же опьяняет аромат свежеспиленного дерева. Среди деревянных чурочек, разнообразных инструментов для резьбы по дереву, баночек с лаком и тонких стружек витает настоящая атмосфера творчества. А дополняет интерьер мини-галерея посуды, созданной в казахском национальном стиле: астау – блюда для бесбармака, набор посуды для разлива кумыса, пиалы и ожау – ковши причудливой формы.

Болатбек Калдыров начал заниматься изготовлением посуды несколько лет назад. Долгое время он наблюдал за работой родных братьев, а потом решил попробовать сам:

– Мои предки жили в Северном Казахстане, где росло множество берез. Так что материала для изготовления предметов быта было предостаточно. А наш прадед славился на всю округу как непревзойденный мастер резьбы по дереву.

Тяга к творчеству и почитание национальной культуры в семье Калдыровых воспитывались с детства.

– Ничто так не воздействует на человека, как впечатления, полученные в первые годы жизни. Интерьер нашего дома был полон кошмами, сундуками, музыкальными инструментами и орудиями для охоты. Но особенно в моей памяти запечатлелись семейные чаепития за дастарханом. Бабушка подавала чай в деревянных пиалах с национальными узорами – тех самых, что достались ей от ее матери.


Болатбек согласился раскрыть “Каравану” некоторые свои секреты. Сейчас он как раз работает над оформлением одного из основных атрибутов дастархана – астау. На создание этого блюда уходит около месяца.

– Первым делом необходимо подготовить материал для работы, – говорит мастер. – Это должна быть добротная береза – без сучков и сердцевины. Чем крупнее спил, тем больше простора для творчества.

До того как Болатбек начнет обрабатывать заготовки, он кипятит их в соленой воде. Соль выталкивает воздух, отчего дерево становится плотнее и прочнее. Но предупреждает: береза – материал капризный и хрупкий. Сушить его необходимо в тени без резких перепадов температуры, не допуская пересушки. Даже при небольшом сквозняке возможно появление трещин.


Далее следует придать спилу форму удлиненного подноса. Мастер обрабатывает поверхность специальным ножом. После этого наступает самый тонкий момент – вырезание узоров. Слегка прищурившись, Болатбек намечает приблизительный профиль головы мифической лошади на краю астау. Удивительно, но работает народный умелец без линеек, полагаясь исключительно на глазомер.

– Я даю свободу творчеству, – говорит мастер, демонстрируя другие астау, где на краю “приземлился” беркут или поднял голову горный архар. – Окантовку можно изобразить в виде мифических животных. Это отголосок звериного стиля сакской эпохи, который стал неотъемлемой частью казахского национального искусства.

Для закрепления узора мастер обжигает поверхность и покрывает его лаком. Но внутреннюю сторону подноса нужно лишь смазать конским жиром. А венчает работу выравнивание ножек астау. Иногда в дополнение к нему Калдыров делает и бастау – небольшое деревянное блюдо для головы барана.


Наши предки не случайно предпочитали такую посуду: по практичности даже сегодня ей нет равных. В деревянном астау долгое время не остывает бесбармак. Горячий чай или бульон, поданный гостю в деревянной пиале, не обжигает рук. А кумыс, хранящийся в деревянной посуде или кожаных бурдюках, долгое время сохраняет свежесть и целебные свойства.

– Секрет вкуса напитка еще и в правильном разливе. Нужно разливать кумыс специальным ожау, имеющим перемычку. Так кумыс больше соприкасается с кислородом, отчего становится мягче на вкус и пьется легче.

В последнее время, по словам мастера, стало очень популярным в приданое невесте класть традиционные предметы быта. Издревле у казахов водился обычай: ожидая рождения ребенка, глава семьи шел к мастеру – шеберу – и заказывал ему астау либо другую посуду. К моменту рождения малыша посуда уже должна была находиться в доме родителей. А годы спустя, когда повзрослевшие сын или дочь сами создавали семьи, родители вкупе с общим приданым одаривали детей этой посудой. Считалось, что она заряжена особой магической силой, способной уберечь дом и семью наследника от злых духов и несчастий.

Петропавловск