Что интересно: прямое указание главы государства “обеспечить реальное участие собственников в управлении своими домами” было? Было. Причем более трех лет назад. Серьезные люди с серьезными намерениями, едва покинув зал заседаний, принялись создавать специальные законы и программы. И они появились – достаточно внятные и понятные. Оставив, как водится, небольшие лазейки, “на всякий случай”. Однако вот что интересно: это самое “на всякий случай” работает, и тропка там все шире, а законы – нет.
Законодатели определили принцип права собственности, гарантированный ст. 6 Конституции РК и ст. 188 Гражданского кодекса РК: “право собственности есть право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом”, каковым и является общее имущество многоквартирных жилых домов (МЖД), как “неотделимая от купленной квартиры собственная доля в общем имуществе” и “принадлежащая собственникам квартир и помещений на праве общедолевой собственности” на основании ст. 31 Закона РК “О жилищных отношениях”.
Но почему же в упор не замечают всех этих статей ни чиновники от исполнительной власти, ни прочие государственные службы, вплоть до прокуратуры? Регистрации кондоминиумов всячески препятствуют!
– Почему сейчас, когда мы пытаемся зарегистрировать свой кондоминиум, Земельный комитет требует внести 2 миллиона за земельный участок? Застройщик же уже выкупал в свое время этот участок, и эта стоимость заложена в стоимость наших квартир, – задал на “круглом столе” вопрос представитель общественной организации столичного жилого комплекса “Лесная поляна”.
Не прозвучало сколь-нибудь внятного ответа.
– Может подвальное помещение многоквартирного дома быть выделено из общего строения и зарегистрировано как “встроенное помещение”? А потом продаваться или сдаваться в аренду? (Речь все о той же “Лесной поляне”. – Ред.) – “Развернул” тот же вопрос уже “другим боком” руководитель общественного объединения “Общественный защитник” Виктор СЫЗДЫКОВ.
– Нет! – уверенно ответил на этот раз специалист. – Не может!
– А это сделано, причем в 22 домах Астаны…
Совсем заморочила исполнительная власть граждан заменой КСК на управляющие компании. Делается это все под эгидой модернизации ЖКХ, на самом деле идет обычная смена одних “держателей кассы” на других.
О том, что в законе первоочередным требованием выдвигается разделение управленческой функции с обслуживающей, сервисной, недвусмысленно замалчивается. Мы не раз уже писали о простом правиле, которое обусловило бы прозрачность расходования средств жильцов, но напомним еще раз о том, как должно быть.
Ваше общественное объединение, или КСК, или как бы вы там выбранных (вами!) начальников ни назвали, определяет лишь то, что в доме нужно сделать. Бойлер менять будем? Вызываем специалиста, он его обследует и выдаст заключение. Можно отремонтировать – ремонтируем. Менять – значит, меняем. Оплачивается все по договору, по акту приема-сдачи работ. С извещением всех жильцов – кому, сколько и за что заплатили. Это очень неудобно для любителей поживиться, но честно по отношению к жильцам.
После обсуждения всех ужасов столичной ”коммуналки” составили документ из 10 пунктов, по которому намерены работать на благо не только Астаны, но и всей страны. Тут и непроведение юридической регистрации кондоминиумов, и необоснованная оплата жильцами расходов на общие домовые нужды, и некачественный ремонт многоквартирных домов по “Программе модернизации ЖКХ”.
Удастся ли сдвинуть с места махину нерешенных проблем или все пункты так и останутся на бумаге?