Уж замуж невтерпеж: как находят себе жен и мужей в Кызылорде с помощью свахи

Говорят, первые брачные агентства появились почти 350 лет назад, но это непроверенный факт. Первой день брачных агентств утвердила как неофициальный праздник Украина, а следом за ней его стали отмечать в десятках стран, в том числе и на постсоветском пространстве.

Не про нас, что на десять девчонок по статистике девять ребят

Лет десять назад работала я в популярной городской газете Кызылорды выпускающим редактором. И было в этой газете свое крошечное брачное агентство. Буквально в отдельном кабинете работала с клиентами профессиональная сваха, а в газете выделялась страница знакомств.

Несмотря на то что Кызылординская область – единственный в Казахстане регион, где женщин проживает столько же, сколько и мужчин, работы у свахи, звали ее Маржан, было много.

Сама она объясняла это тем, что людям трудно дается самостоятельное решение выйти замуж или жениться. Советчики гражданам нужны, как и группы поддержки. Ведь если сам выберешь судьбу, то и пенять, коль не сложится с партнером, не на кого. А если через сваху – то та чуть что и виновата. Не того или не ту подсунула.

Может, это и так, но, работая рядом с Маржан, в кабинете напротив, я сделала свой вывод: в брачные агентства сомневающиеся в себе простаки не идут.

Чтобы человек не знал, какая именно ему пара нужна, – это редкость.

Хотя был в каталоге у свахи типчик, предпочтения которого менялись от недели к неделе. Он пользовался определенным успехом у женщин ввиду того, что был красив в свои тридцать пять лет. И сначала хотел жениться на красавице, социальный статус которой для него значения не имеет. Потом, походив на первые свидания с персонами, предложенными Маржан, поменял курс на “приятную домашнюю хозяйку”. Затем пожелал в невесты работающую даму лет сорока с достатком. Без детей. Таковой невесты для бесприданника Эмиля в городе не нашлось, и он составил пару юной, но некрасивой дочери какого-то начальника. Больше не приходил – наверное, сложилось.

Поначалу как брачного афериста восприняли мы и студента-старшекурсника, пришедшего жениться на женщине средних лет с отдельными квадратными метрами.

Но Иса пояснил свои намерения фразой из какого-то юмористического шоу: “Чем старше дама, тем вкуснее борщ!”. Он собирался делать научную карьеру, а ученому требуется надежный тыл. Знакомиться в кафешках, перебирать партнерш ему некогда, вот и пришел к свахе. Казахстанка нашла жениха на помойке

Парня окольцевала строгая, но хлопотливая учительница, с которой он прожил лет пять.

Потом эта пара громко разводилась (педагогиня рыдала в редакции на тему “я ж его любила”) из-за того, что мужчина захотел детей, а репродуктивный возраст его супруги, увы, уже миновал.

Дедушка с приданым

Больше трети желающих подыскать жениха или невесту составляли пенсионеры. Причем в анкетах в графе “Цель знакомства” они обычно указывали не “создание семьи”, а “чтобы жить не в одиночестве”. Браки официальные здесь планировались редко, больше сожительство.

Но, помнится, пришел как-то к свахе бравый дедок лет семидесяти с хвостиком, который искал для официального брака молодую женщину родом из аула.

“У таких хотя бы руки откуда надо растут”, – объяснил жених. Как выяснилось, он вдовец, сын живет за границей, дедушка небеден: два дома, дача, десять голов скота, счет в банке. И всё это он хотел оставить женщине, которая скрасит его старость.

“Может, вам лучше бабушку подыскать?” – спрашивали мы. “И чем она меня порадует?” – отвечал вопросом на вопрос старичок.

За этого кандидата даже началась борьба.

То ли дамы рассчитывали на скорое наследство, то ли свидания с ним женщинам действительно нравились, но невесты готовы были даже гадить друг другу, чтобы избавиться от конкуренции. Он выбрал ту, что не шпионила за соперницами и не поливала их грязью.

Просто надоедали свахе по весне бабушки-дачницы, которые приходили “завести мужичка для общения на природе”. Нужны в хозяйстве мужские руки.

То, что к этим рукам прилагалось и все остальное, многие из этих невест с садами и огородами подзабывали. И сыпали после претензиями: “Он помидоры сажать не умеет, да еще и пьет!”. “И жрет, – вздыхала Маржан, – нормального мужика хорошо кормить и обихаживать надо, чтоб не квасил”. 

Особый каталог был для категории МСМ (мужчина с мужчиной). Но такие гости приходили к свахе редко. К выбору парт­нера для создания устойчивой пары подходили они критично и платили за контакты в каталоге не скупясь. И никогда не делились подробностями жизни.

Мама плохую невесту не выберет!

Случалось, что в брачное агентство заглядывали мамы, желавшие выбрать жен для сыновей. Матроны эти всегда приходили в сопровождении ближайших родственниц и подруг. О потенциальных невестах для своих недорослей желали знать всё.

Отметали, кстати, обычно сразу худышек и “крашеных”.

Нужно, чтобы сноха детей рожала и мужа берегла, а худосочные расписные матрешки в доме ни к чему! И обязательно шли сначала знакомиться не с самими кандидатками в невестки, а с их родней. Узнать, чем семья потенциальной снохи занимается, в достатке ли живет, нет ли в роду “криминальных талантов”. Есть ли у девушки диплом, где работает или будет работать.

Дальше по-тихому с расспросами к соседкам: здорова ли девица умишком, без бурного ли прошлого? Потом договаривались о свадьбе.

Я возмущалась: “Как можно ставить собственного ребенка перед фактом? Мы с тетей выбрали тебе жену!”.

“Еще как можно! – отвечала Маржан. – Чтобы брак свершился на небесах, его сначала должна одобрить мама. А мама сыночку плохую невесту не посоветует!” "Это было дико" - келин из Алматы рассказала, как традиции разрушают их брак с мужем

Мы даже получали приглашения на свадьбы, если две семьи успешно договаривались в итоге поженить детей. И восхищались, в какой доброй атмосфере эти свадьбы проходят: тесть и теща сияют, свекровь и свекор приглашают народ за ломящиеся от угощения столы, тосты произносятся простые и понятные, песни молодежь поет. А всё потому, что мама сыну жизнь не испортит, выберет ему не просто порядочную и работящую жену, но и новую родню. Чтобы сыном тещенька звала, а не зятьком.

Вспомнила я про это, когда мой сынок начал перебирать невест. И возмущался моим расспросам о социальном статусе его девушек, об их семьях.

“Ну не тебе же жениться!” – говорил Кирилл. “Мне невестку брать в дом!” – отвечала я.

До сына дошло, взял ту, которую я захотела доченькой называть. Спасибо ему.

Кызылорда