Узбекский ТЭК: реальность и перспективы

Модернизация газотранспортной системы - большая проблема, ресурсы на которую внутри страны найти довольно сложно.
Узбекские власти очень надеялись на то, что "Газпром" инвестирует в нее необходимые деньги, но, как говорится, от идеи до реального воплощения - большая дистанция. Российский монополист, владелец стратегической газовой трубы, увязывает эти инвестиции с правом собственности на газотранспортную систему, проходящую по территории Узбекистана.
Узбекская сторона на подобное идти не хочет, предлагая долевое участие. Не случайно, во время недавнего визита российского премьер-министра Михаила Фрадкова в Ташкент, узбекские власти не скрывали своего недовольства работой "Газпрома". Но узбекская сторона осуществляет и другие проекты внутриреспубликанского значения. Так, например, в середине 2005 года было начато строительство двух новых магистральных газопроводов: Газли-Сарымай и Газли-Каган.
Новые газопроводы свяжут месторождения Бухаро-Хивинского нефтегазоносного региона с северо-западными территориями республики и расширят потенциал экспортной инфраструктуры Узбекистана. Для реализации этих проектов инвестиционной емкостью 120 миллионов долларов создано СП "Нефтегазмонтаж", иностранным партнером которого является Zeromax.
Приватизационные меры
Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" является юридическим лицом и учреждена в форме акционерного общества открытого типа. Уставный фонд включает в себя 51 процент пакета акций акционерных компаний входящих в структуру холдинга.
На холдинговую компанию "Узбекнефтегаз" возложена ответственность за эффективное управление принадлежащего государству имуществом и пакетами акций, переданными в уставные фонды холдинговой компании и ее акционерных компаний.
СПРАВКА: Согласно программе приватизации, принятой в Узбекистане, инвесторам будут предложены 49 процентов Национальной холдинговой компании "Узбекнефтегаз", 44,6 процента АК "Узгеобурнефтегаз", 46,5 процента АК "Узтрансгаз", 47,4 процента АК "Узнефтепродукт", 39 процентов АК "Узнефтегазмаш".
В Узбекистане разработана программа приватизации ТЭК на период до 2008 года. 51 процент акций принадлежащих государству в АО "Кашкадаренефтгазсаноаткурилиш" (г. Карши), планируется полностью реализовать в частную собственность на основании решений Гостендерной комиссии в этом году, а также 27,13 процента акций Чирчикского предприятия АО "Узбеккиммаш", которое также входит в структуру НХК "Узбекнефтегаз". 86 объектов, относящихся к автокемпингам, пунктам замены масла, АЗС, КАЗС и нефтебазам, реализуются также в частную собственность на биржевых, аукционных и конкурсных торгах.
Соглашения с "Газпромом" и "Лукойлом"
Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли между НХК "Узбекнефтегаз" и ОАО "Газпром" было подписано 17 декабря 2002 года.
Соглашением, в частности, предусматриваются долгосрочные закупки узбекского газа на период 2003-2012 годов, участие ОАО "Газпром" в проектах в области добычи природного газа на территории страны на условиях СРП, а также сотрудничество в области развития газотранспортной инфраструктуры Узбекистана и транспортировки среднеазиатского газа через территорию республики.
Пилотным проектом в области добычи газа является сотрудничество на условиях СРП в восстановлении добычи газа на месторождении Шахпахты. СРП по проекту вступило в силу 14 апреля 2004 года. В августе 2004 года "Газпром" приступил к добыче природного газа на месторождении Шахпахты на Устюрте проектной мощностью 500 миллионов кубометров на условиях СРП стоимостью 21 миллион долларов.
Данный проект предусматривает ежегодную добычу в объеме 0,5 миллиарда кубометров природного газа.
5 февраля 2005 года между ОАО "Газпром" и АК "Узтрансгаз" было подписано Среднесрочное соглашение на транспортировку природного газа через территорию Республики Узбекистан на 2006-2010 годы. Соглашение заключено с целью организации транспортировки среднеазиатского, прежде всего туркменского, природного газа с использованием газотранспортных систем САЦ и "Бухара - Урал", проходящих по территории Узбекистана.
В январе 2006 года "Газпром", правительство Узбекистана и "Узбекнефтегаз" подписали два документа по освоению газовых месторождений на плато Устюрт общей стоимостью около 1,5 миллиарда долларов - "Об основных принципах и положениях разработки перспективных месторождений газа на плато Устюрт на условиях СРП" стоимостью около 1 миллиард, а также Соглашение "Об основных принципах и положениях геологического изучения недр инвестиционных блоков Устюртского региона", стоимостью 260 миллионов долларов.
С "Лукойлом" Узбекистан стал сотрудничать в 2004 году. Подписано Соглашение о разделе продукции с компанией "Лукойл Оверсиз Холдинг Лтд" (Россия) "О разработке месторождений Кандымской группы, Хаузак, Шады и Кунград между Узбекистаном и консорциумом инвесторов в составе "Лукойла" (90 процентов) и НХК "Узбекнефтегаз" (10 процентов). СРП вступило в силу в ноябре 2004 года. Срок действия СРП - 35 лет.
Руководство компании "Лукойл" рассматривает Узбекистан как стратегический регион для инвестиций, о чем свидетельствуют первые результаты совместной работы. Только за последних два года размер финансовых вложений составил более 160 миллионов долларов. В 2007 году предполагается ввести первое месторождение с объемом добычи 3 миллиарда кубометров в год.
По Кандымской группе месторождений ведутся проектно-изыскательские работы, ввод которых намечен на 2009-2010 годы с общим объемом выработки до 10 миллиардов кубометров газа в год. Инвестиции только по этим двум проектам превышают 1,5 миллиарда долларов.
Экспорт газа
Узбекистан в 2006 году планирует увеличить объем экспорта природного газа до 12,6 миллиарда кубометров против 11,5 миллиарда по итогам 2005 года. Но уже сегодня есть все основания говорить, что экспортные поставки узбекского газа будут заметно выше прогнозируемых. Учитывая поставки "Газпрому" и объемы экспорта в близлежащие государства, можно предположить, что объемы в 2007 году будут равны 18 миллиардам кубометров природного газа. Несколько лет назад экспорт газа составлял лишь 4-4,4 миллиарда кубометров.
В начале 2006 года "Газпром" подписал с НХК "Узбекнефтегаз" контракт, определяющий цену покупки узбекского природного газа и ставку транзита газа по территории Узбекистана - 60 долларов за 1 тысячу кубометров, ставка транзита - 1,1 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров.
Таким образом, можно ожидать, что выручка от экспорта газа в Россию составила в 2006 году 540 миллионов долларов. Казахстану, Таджикистану, Кыргызстану газ планировалось поставлять по цене 55 долларов за тысячу кубометров. Однако, в конце июля 2006 года узбекское правительство начало рассматривать вопрос о повышении экспортной цены на добываемый в стране газ до уровня рыночной. Цены повысились до 100 долларов за тысячу кубометров. Ташкент тем самым поддержал Туркменистан, который повысил цены на свой газ для России и Украины с августа-сентября 2006 года.
Позиция Ташкента обусловлена его заинтересованностью в участии в проекте Транскаспийского газопровода (Казахстан-Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция-Балканы-Молдавия-Украина) - тем более, что туркменско-узбекские газопроводы работают с середины 1960-х годов (Бухара-Урал и Средняя Азия-Центр).
Совокупная доля туркменского и узбекского газа в российском энергоснабжении с 1970-х годов превышает 25 процентов, что позволяет высвобождать российский газ для экспорта. В сложившейся ситуации России придется либо ограничивать газоснабжение внутри страны, либо резко повышать цены на газ в РФ, поскольку сокращение российского газового экспорта невозможно по геополитическим причинам.
СПРАВКА: В 2006 году, по данным НХК "Узбекнефтегаз", Узбекистан за счет поставок газа в объеме 9 миллиардов кубометров в Россию заработал 540 миллионов долларов, 2,2 миллиарда кубометров в Казахстан - 121 миллион долларов, 0,729 миллиарда кубометров в Таджикистан - 40,09 миллиона долларов, 0,65 миллиарда кубометров в Кыргызстан - 35,75 миллиона долларов.
Россия покупала 1 тысячу кубометров по 60 долларов, остальные страны - по 55 долларов. В конце 2006 года Узбекистан повысил цену за 1 тысячу кубометров до 100 долларов через несколько месяцев, как подобное повышение предпринял Туркменистан.

Топливно-энергетический комплекс Узбекистана требует реформирования. Предпринимаемые до сих пор меры носили, во-первых, половинчатый характер, во-вторых, так и не создали рыночных механизмов регулирования рынка.
В свете снижающейся добычи нефти следует ожидать усиления зависимости узбекской экономики от казахстанской нефтянки.
Нефтеперерабатывающие мощности Узбекистана намного выше тех объемов нефти, которые добывает Узбекистан. С другой стороны, резкое увеличение объемов прокачки в экспортную трубу узбекского природного газа может оказаться для Узбекистана непосильной задачей. Самый ближайший проект прироста газодобычи будет только запущен российским "Лукойлом" в этом году. Если рассматривать проблему в пессимистичном ракурсе, то в случае опоздания по срокам освоения газового месторождения российской компанией, Узбекистану остается лишь один возможный путь решения проблемы - существенное снижение потребления природного газа внутри страны.
В свете планируемых в этом году президентских выборов в Узбекистане и возможной политической нестабильности в стране, проблемы могут стать по своей конечной цене намного выше, чем предполагаемые доходы от экспорта.