Узбекские интересы под прикрытием российских штыков

Чего добился Ислам Каримов в Москве? Это сейчас главный вопрос, волнующий жителей Узбекистана. Им задаются, пытаются дать исчерпывающий ответ, над ним размышляют.
Судя по поступившей из России информации, узбекский лидер добился-таки реальных результатов и смог выжать из ситуации если не все, то очень многое.
Главное, он смог сделать Россию гарантом безопасности Узбекистана, надо думать, от коварных американских захватчиков.
В статье второй союзнического договора по этому поводу говорится: "В случае совершения против одной из Сторон акта агрессии со стороны какого-либо другого государства или группы государств, это будет рассматриваться как акт агрессии против обеих Сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из Сторон другая Сторона в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответственно со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку иными находящимися в ее распоряжении средствами".
Необходимо пояснить, что в качестве "государства или группы государств", по всей видимости, рассматриваются США и Евросоюз. Так, наверное, мыслит официальный Ташкент. Думается, и в Москве прежде чем поставить свою подпись под этим документом, прекрасно осознали его суть.
А опасность для Узбекистана вполне реальная. Так, по сообщению от 15 ноября нынешнего года РИА Новости, Евросоюз ввел визовые ограничения для ведущих узбекских политиков за события в Андижане.
Далее говорится о том, что въезд в страны ЕС запрещен "главе МИД, министру обороны и главе национальной безопасности Узбекистана". Свои обвинения пресс-служба Совета ЕС объясняет так: "…визовые ограничения относятся к тем людям, которые напрямую ответственны за бессмысленное и неоправданное использование силы в Андижане и которые не пожелали сотрудничать с международным расследованием".
Санкции ЕС есть не что иное, как прецедент. Теперь, согласно международной практике, наступила пора присоединения к ним. Какими темпами этот процесс пойдет, никто не знает, хотя официальный Ташкент подписанием союзнического договора с Москвой уже решил свои тактические задачи.
В свете тактических задач и строилась вся работа во время подготовки и подписания, по мнению обоих президентов, исторического договора.
Характерно то, что прагматичная позиция и профилактические шаги узбекского лидера во многом созвучны ходу мыслей некоторых московских партийных чиновников.
Один из них, член комитета Госдумы РФ по связям со странами СНГ, депутат фракции "Единой России" Константин Затулин не скрывает своего оптимизма.
Газете.ру он заявил, что "речь идет о новом этапе взаимоотношений, который совершился на наших глазах. В первую очередь, это выводы, сделанные Узбекистаном: Ташкент долго выглядел как главная проамериканская сила в Центральной Азии, он был инициатором создания ГУУАМа, одним из первых вышел из ташкентского договора, одним из первых пригласил американских военных".
Со своей стороны Россия также преследует геополитические цели. Стремясь во что бы то ни стало уменьшить влияние Вашингтона на Центральную Азию, Путин, считай, подружился с еще одним лидером страны, которого на Западе принято считать изгоем. Стоит ли игра свеч? Об этом можно долго рассуждать, хотя готовых ответов, пожалуй, нет.
Кыргызстан дал возможность американцам выторговать место под солнцем, оставив в неприкосновенности их военную базу в Манасе. Узбекистан принял решение, по которому американцы уже в ближайшее время оставят территорию этой страны.
Ко всему прочему, по принятому на днях решению натовские самолеты не смогут использовать воздушное пространство Узбекистана для военных и других операций в Афганистане. Запрет вступает в силу с 1 января 2006 года.
Тем самым расчищается путь для более активного военного присутствия России в регионе. К военно-воздушной базе в Канте (Кыргызстан), видимо, прибавится еще одна база уже в ключевой для региона стране - Узбекистане.
Тот же Затулин по этому вопросу высказался вполне откровенно: "Если мы будем размещать там свои объекты, то речь будет идти о приглашении со стороны действующего президента, и если это было еще совсем недавно приемлемо для США, то почему от этого должны отказываться мы? Присутствие российских военных может стать стабилизирующим фактором, способным смягчить внутреннюю напряженность, существующую в Узбекистане, а если мы всегда будем думать о том, что подумает о наших действиях Джордж Буш или Кондолиза Райс, мы начнем бояться собственной тени".
Во-первых, Россия или Путин свою ставку сделали: сотрудничать с действующими президентами. Поэтому не случайно все попытки так называемой узбекской оппозиции (вспомним недавний приезд в Москву Нигары Хидоятовой - прим. А.А.) напомнить о себе, что-то публично заявить ни к чему не приводят.
На официальном уровне деятелей оппозиции никто в столице России видеть не желает. Во-вторых, Россия все более активно включается в большую геополитическую игру. Наверное, она считает, что слишком много потеряла времени. Потому так быстро развиваются военно-политические контакты России с Китаем.
В данной большой игре именно Китаю отводится роль мощного противовеса всеобъемлющим амбициям США.
В-третьих, изначально Москва считает свое возможное военное присутствие в Узбекистане "стабилизирующим фактором". При этом, пожалуй, исходят из одного постулата - мы слишком долго жили вместе, чтобы теперь становиться чужими.
Причем, к межгосударственному меценатству это не имеет ровным счетом никакого отношения: Россия понимает, что без Узбекистана никакой региональной, никакой региональной плюс Россия производственной кооперации, торговли, свободного движения капиталов, рабочей силы не получится.
Слишком большая страна, слишком большой потенциал. В-четвертых, и это, конечно, самое главное: не Затулин считает политику России в Центральной Азии слишком нерешительной, а, видимо, сам Путин.
На фоне масштабных антиамериканских настроений после двух, скажем откровенно, бездарных операций в Афганистане и Ираке, в мире подспудно поднялась волна, думается, намного мощнее той же самой "Катрины".
Буш и его внешняя политика, сильно попахивающая авантюризмом, могут привести мир на грань какого-нибудь глобального конфликта.
Путин это понимает и устами своих ставленников в Государственной Думе готовит почву для более решительных шагов. Узбекистан - один из звеньев большой цепи.
Но любая цепь, какой бы не казалась прочной, имеет свойство разрываться. Может ли так случиться и с новой внешней политикой России, зародыш которой в ЦА виден невооруженным глазом?