Окончание, начало см.здесь
Посланник об этом сказал в Ташкенте еще до встречи с Каримовым: "Я с нетерпением ожидаю возможности встретиться с президентом и узнать его видение наилучших путей следования нашей долгосрочной стратегии в Афганистане и во всем регионе, и нашей совместной работы в будущем".
И чтобы узбекская сторона, наконец, успокоилась, продолжил: "Мы надеемся на продолжение нашей совместной работы в таких важных областях, как противодействие обороту наркотиков, борьба с терроризмом и повышение безопасности государственных границ".
Ложку дегтя Бернс, разумеется, приберег на потом. Во время своего визита в Ташкент, он встретился с лидерами гражданского общества. И чуть позже пояснил, что США в своем стремлении упрочить отношения со странами по всему миру, должны работать не только над развитием межправительственных связей, но также укреплять и связи между обществами. "И такие вопросы, как развитие институтов гражданского общества и права человека остаются приоритетными для Соединенных Штатов", - резюмировал он.
С некоторыми оговорками
Но после "ложки дегтя", естественно, нужен был какой-то дипломатический реверанс, который бы детализировал политику США в сфере прав человека. И такая детализация Бернсом была озвучена.
Отвечая на вопрос корреспондента "Голоса Америки Узбекистан", Бернс сказал следующее: "В моих предыдущих высказываниях я однозначно дал понять, что права человека и развитие институтов гражданского общества остаются приоритетом для Соединенных Штатов. И это справедливо не только в наших отношениях с Узбекистаном, но и в отношениях со всеми странами мира. Мы признаем, что Узбекистаном был достигнут определенный прогресс в области противодействия торговли людьми, сферы, прогресс в которой, прежде всего, в интересах этой страны. Это не делается в пользу кого-либо еще. Мы с нетерпением ожидаем практического диалога по всем этим аспектам наших отношений и реального прогресса основанного на наших обоюдных интересах".
Выражение "определенный прогресс" стало крылатым. Как правило, он активно применяется западными политиками, когда они не могут говорить о конкретных фактах, и потому вынуждены под такими рода выражениями скрывать истинное положение дел в той или иной сфере.
Вместе с тем слова о "реальном прогрессе, основанном на наших обоюдных интересах" оставляют открытой дверь для узбекских властей. В принципе, это выражение можно понять, как готовность Вашингтона пожертвовать приоритетом прав человека во внешней политике. "Обоюдные интересы" подразумевают хитросплетение интересов США и Узбекистана. Хитросплетение и есть своего рода компромисс: Соединенные Штаты готовы мириться с ситуацией по правам человека в Узбекистане, в обмен на лояльность официального Ташкента и всемерную поддержку американских инициатив в регионе.
То, что Бернс приехал в Узбекистан лишь для того, чтобы прозондировать почву, и доложить американскому президенту о позиции узбекского президента свидетельствует его ответ по поводу возможного визита Каримова в США. Он его подтвердил, сказав: "Я думаю, что мы действительно имеем перед собой весьма реальную возможность достичь этого (прогресса в узбекско-американских отношениях - прим.авт.). Мы расцениваем этот визит как первый шаг в этом направлении".
Разочарование Ташкента
Узбекский президент Ислам Каримов, судя по реакции официальных узбекских СМИ на визит Бернса, плохо скрывал свое разочарование. Визит был очень скупо освещен.
Во-первых, Каримов ожидал, что делегация США окажется более авторитетной и донесет до узбекской стороны видение США о перспективах узбекско-американских отношений. Делегация, представляющая американские госорганы, причем из людей, не принимающих решения, показалась Каримову малозначительной. Конечно, после пяти с лишним лет прохладных отношений, сложно ожидать визита государственного секретаря Хиллари Клинтон, однако увидеть в делегации людей, приближенных к высшим сановникам, Каримов хотел. Но не увидел.
Во-вторых, американцы и, в частности, Бернс лишь намекнули на какие-то подвижки в американской политике по отношению к Узбекистану, но четкую позицию новой американской администрации до Каримова так и не донесли.
Расплывчатые фразы, реплики, которые можно понимать по-разному, намеки и полунамеки - безусловно, узбекский президент надеялся на больше, чем все вышеперечисленное.
В-третьих, узбекские власти накануне этого визита предприняли, по их мнению, максимум того, что могли позволить сегодня, чтобы американцы приехали с конкретными предложениями.
В частности, 8 июля многие российские телеканалы перестали вещать во втором по величине городе Узбекистана - Самарканде. Даже оставшиеся в сетке вещания частных провайдеров Первый канал и НТВ по вечерам смотреть невозможно: серьезно скачет изображение.
На тот же день местные власти запланировали другую не менее грандиозную по меркам нынешнего Узбекистана акцию. Как сообщил один из сайтов узбекской оппозиции Туронзамин, представитель посольства Узбекистана в Вашингтоне впервые в новейшей истории принял представителей узбекской оппозиции, которые проводили пикет с требованием освободить поэта-диссидента Юсуфа Джумаева.
Пикет с требованием освободить Юсуфа Джумаева у посольства Узбекистана в Вашингтоне начался 7 июля и не прекращался даже ночью. Утром 8 июля представитель посольства неожиданно вышел к пикетчикам и пригласил их на беседу. В посольство вошли жена Юсуфа Джумаева Гульнора Олтиева и правозащитник из города Карши Ёдгор Турлибеков.
Представитель посольства выслушал требования пикетчиков и обстоятельно ответил на их вопросы. По его словам, посол Комилов в настоящее время находится в Ташкенте и поэтому не смог лично участвовать в беседе.
Представитель посольства сообщил, что дело Юсуфа Джумаева находится в центре внимания узбекских властей, которые осведомлены о том, что мировое сообщество серьезно относится к данному вопросу.
Но самым большим знаком и жестом примирения для США стали иные внешнеполитические шаги Узбекистана. В частности, приостановление членства Узбекистана в ЕврАзЭС и негативное отношение по вопросу о коллективных силах в рамках Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) - коллективных силах оперативного реагирования (КСОР). Данные действия официального Ташкента как раз и дали самый четкий сигнал Вашингтону о том, что узбекские власти готовы вести переговоры и вывести узбекско-американские отношения на новый уровень. При этом новый уровень можно понимать как уровень стратегических отношений, который стороны достигли в начале 2000-х годов.
И вот после всего, что сделано узбекскими властями для потепления отношений с США, визит и слова Бернса, мягко говоря, выглядели для Каримова чуть ли не издевкой.
Что будет дальше?
А дальше будет как раз то, что и ожидалось. Со стороны Москвы и Пекина стремление узбекских властей восстановить статус отношений с США вызовет еще меньшее доверие к официальному Ташкенту. Надо признать, что и после 2005 года, когда Узбекистан восстановил свое членство в ЕврАзЭС и вернулся в ОДКБ, другие члены данных организаций не очень-то и доверяли Ташкенту. А теперь недоверие лишь усилилось.
Поэтому можно практически не надеяться на то, что Узбекистан будет играть в интеграционных структурах как экономического, так и оборонительного свойства хоть какую-то значимую роль.
С другой стороны, как выяснилось после визита Бернса, надеяться на быстрое сближение Ташкента и Вашингтона тоже не следует.
Хоть США и оказались в сложном положении и должны прорываться на "узбекском фронте", чтобы сохранить свое влияние в Центральной Азии, процесс сближения они форсировать не собираются.
Американцы видят практически то же самое, что и партнеры Узбекистана по ЕврАзЭС и ОДКБ: непредсказуемость узбекской политики.
Чтобы американцы сделали свою ставку на Узбекистан, необходимо главное условие: гарантии со стороны Каримова. Судя по всему, Каримов сам, в свою очередь, ждет гарантий от Вашингтона: невмешательства во внутренние дела Узбекистана и сотрудничества по всему кругу вопросов, кроме прав человека и гарантий демократизации узбекского общества.
Таким образом, официальный Ташкент может стать заложником своей же собственной политики лавирования между Вашингтоном и Москвой.
А Каримов, скорее всего, надеется, что ухудшение отношений с Россией и Китаем лишь подстегнет темпы сближения с Соединенными Штатами. Поэтому Каримову нужны гарантии Барака Обамы в том, что такой сценарий возможен, и США пойдут на такую интенсификацию.
Узбекский президент давно понял, что выстроить доверительные отношения ни с Россией, ни с Китаем в ближайшее время не сможет. Слишком велики опасения и Москвы, и Пекина…
Но при любом стечении обстоятельств сегодня еще трудно точно сказать, по какой кривой будут развиваться отношения Узбекистана и США. Предсказать практически безошибочно можно лишь одно: в случае сближения с США, Узбекистан еще больше отдалится от Москвы и Пекина.
И если сближение слишком затянется, стороны будут ждать лишь одного - ухода Каримова и появления во главе этой центрально-азиатской страны другой политической фигуры. Той, которая, наконец, четко сформулирует внешнеполитическую доктрину, так, чтобы ее поняли все.
Фото с сайта http://news.ferghana.ru