Узбекистан: третье повышение акцизов за полтора года

Если обратиться к похожим акциям официального Ташкента, то в 2004 году ставки импортных акцизов повышались дважды.
Последнее повышение, причем одно из самых значительных, является третьим по счету за последние полтора года.
И снова, как и всегда, эти меры предпринимаются для защиты отечественного товаропроизводителя и пополнения скудеющего не по дням, а по часам государственного бюджета.
Любые протекционистские меры, какими бы мотивами не диктовались, создают дополнительные препоны на пути роста экспортных возможностей страны. Поэтому многие узбекские предприниматели довольно скептически относятся к очередным попыткам властей "упорядочить экспортно-импортные операции".
Последствия этого президентского постановления нетрудно предположить: намечается резкий рост контрабанды, и как следствие, уменьшение поступлений в государственную казну.
Понимают ли это узбекские власти? На этот вопрос и попытаемся ответить.
В приложении к вышеуказанному постановлению обозначены более 15 наименований товаров народного потребления и продуктов питания. Завозить мороженое на территорию Узбекистана станет крайне невыгодно: ставка акцизного налога увеличена на 100 % (со 100 до 200 %). Выросли акцизы на пиво (с 30 до 70%), молочные продукты - сливки, йогурт и кефир (с 20 до 50%), дрожжи и пекарные порошки (с 20 до 50%).
Если раньше свежие яблоки, груши и айва из-за границы не облагались никакими акцизными налогами, то теперь ставка акциза составляет все 100%. Впервые акциз коснулся яйца птиц и составил 20% от таможенной стоимости.
Как пишет в своей статье "Либерализация внешнеторговых операций и конкурентоспособность национальной экономики" в журнале "Экономическое обозрение" сотрудник Центра экономических исследований Нишанбай Сиражиддинов: "Более того, подакцизные товары должны быть либо предметами роскоши (акцизный налог в данном случае служит инструментом перераспределения доходов от обеспеченных слоев населения в пользу малообеспеченных), либо товарами, которые могут негативно воздействовать на здоровье как самих потребителей, так и их окружения (спиртные напитки, сигареты и т.п. - акцизный налог должен служить инструментом уменьшения их потребления). Из всего перечня товаров народного потребления и продуктов питания, на которые повышены акцизные налоги с 10 апреля президентским постановлением, только пиво, и то с большой натяжкой, можно отнести к "товарам, которые могут негативно воздействовать на здоровье…". Остальные, как видите, ни в коей мере не отвечают требованиям, предъявляемым к подакцизным товарам.
Узбекистан сделал большую ошибку, облагая импортные товары и продукты довольно значительными налогами. Полностью закрыть доступ вышеперечисленного на внутренний рынок нереально, и это понимают за дверьми самых высоких кабинетов.
С другой стороны, можно получить и обратный эффект. Любые будь то правительственные, будь то президентские решения "по упорядочению" создают благоприятные условия для узбекских товаропроизводителей не думать о повышении качества продукции.
Зачем голову ломать, если государство само не заинтересовано в усилении конкуренции на внутреннем рынке?
Акцизы - это еще и форма дискриминации. В одних случаях, в отношении импортеров, в других, в отношении экспортеров. В этом плане несбывшиеся мечты официального Ташкента о вступлении во Всемирную торговую организацию так и могут остаться мечтами. Главное требование ВТО - отсутствие в стране подобных дискриминационных мер.
Согласно президентскому постановлению акцизные налоги с 20 до 50% повысятся на изделия из гипса и цемента, с 20 до 50% - на облицовочные неглазурные плитки, с 10 до 30% - на лаки и строительные краски. До этого решения узбекских властей с 1 апреля 2005 года повышены ставки импортных пошлин с 5 до 30% на живую домашнюю птицу, с 10 до 30% - на мороженое мясо крупного рогатого скота.
Отдельный разговор о налоге на добавленную стоимость. После уплаты всех вышеперечисленных ставок акцизного налога необходимо также оплатить и НДС. Согласно узбекскому Таможенному кодексу, база для расчета этого налога при импортных поставках рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара с учетом таможенных пошлин и акцизных налогов. Базовые ставки таможенных пошлин удваиваются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми подписаны соглашения о режиме наибольшего благоприятствования в торговле. Так, в частности Казахстан, относится к числу стран, товары из которой облагаются только 20%-м налогом на добавленную стоимость.
Состоявшиеся 28 апреля в Ташкенте узбекско-казахстанские переговоры на уровне заместителей премьер-министров завершились подписанием ряда важных документов, в числе основных - "Проект протокола "Об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан "О свободной торговле от 02.07.1997г.".
По нему список подлежащих изъятиям товаров будет сокращен с 12 до 3. Запретными останутся только спирт, водочные изделия и табачная продукция. До сей поры было столько всевозможных договоренностей между странами, которые остались лишь на бумаге, что выражать оптимизм по данному поводу не хочется.
Хотя, с другой стороны, и узбекские, и казахстанские предприниматели ждут в вопросе таможенных ставок прорыва. Однако одностороннее повышение ставок акцизного налога со стороны Узбекистана с 10 апреля могут сделать договоренности двумя неделями позже чистой формальностью…