По сообщениям средств массовой информации, министерство здравоохранения Узбекистана издало приказ №40, который регулирует порядок осуществления добровольной хирургической стерилизации (ДХС) женщин репродуктивного возраста. Проще говоря, узбекские власти упрощают порядок стерилизации, чтобы с помощью этого инструмента регулировать прирост населения.
Якобы, участковых врачей негласно обязали проводить по 2 стерилизации в месяц. Если врачи не выполняют спущенный сверху план, им грозит выговор или денежный штраф. Причем, решение о стерилизации должна принять сама женщина без участия членов семьи. Со своей стороны, узбекский минздрав, разумеется, открестился от такой трактовки ДХС и опроверг распространенную информацию.
Нет выхода
В какой-то степени узбекские власти понять можно. Они столкнулись с большими проблемами именно в 2009 году.
В различные периоды население Узбекистана росло разными темпами. Так, в 1959-1970 годах численность населения ежегодно росла в среднем на 3,8 процента. На 1 процент темпы прироста упали в период 1980-1990 годов, когда данный показатель составил 2,8 процента.
В ходе последнего по времени периода - с 2003 по 2008 годы - среднегодовой прирост населения стабилизировался на уровне 1,3 процента, а средний абсолютный прирост за год - на уровне 328,7 тысяч человек.
Среди основных факторов снижения рождаемости - миграционный отток, бедность и, как результат, резкое снижение рождаемости.
Если внимательнее присмотреться к социально-политической ситуации в Узбекистане, то она характерна одной примечательной чертой - апатией населения. Люди перестали верить, что уровень жизни когда-нибудь начнет расти, а финансовое состояние республики улучшится.
Не найдя работы дома, жители Узбекистана активно потянулись в Россию и Казахстан на заработки. Миграционный поток все более усиливался.
Когда в мае 2005 года власти расстреляли демонстрацию протеста, миграционные настроения еще больше усилились. Так как узбекские власти не ведут официальную статистику по трудовым мигрантам, СМИ вынуждены ориентироваться на данные международных организаций. По некоторым данным, ежегодно из Узбекистана выезжало от 3 до 5 миллионов человек.
Большая часть - жители наиболее бедных регионов страны. Ферганская долина, Кашкадарьинская, Сырдарьинская, Джизакская области, Республика Каракалпакстан - именно эти регионы и поставляли большую часть трудовых мигрантов. После андижанских событий 2005 года в миграционный поток активно включились жители более-менее благополучных регионов - Ташкента, Самарканда, Бухары и одноименных областей.
Дополнительным стимулом прироста миграционных потоков стала внутренняя политика властей. Борьба с дешевым некачественным китайским барахлом, как правило, оборачивалась непримиримой борьбой с бизнесом как таковым. Снижение предпринимательской активности высвобождало работников, которые, недолго думая, примыкали к тем, кто зарабатывал за пределами Узбекистана.
Действительно, темпы прироста населения в этой стране были высокими всегда, но по итогам 2009 года ситуация стала угрожающей. На начало 2009 года в стране проживало 27,53 миллиона человек (43,9 процента всего населения ЦА). Спустя всего год, согласно данным Госкомстата Узбекистана, население страны составило 28,08 миллиона человек и увеличилось с начала текущего года на 467,4 тысяч человек, или на 1,7 процента.
Если такая динамика прироста сохранится в течение 2-3 лет, то темпы прироста могут выйти на уровень 1980-1990 годов.
И денег тоже нет
Понятно, что демографический взрыв является самой большой угрозой всей социальной политике узбекских властей.
Несмотря на победные реляции властей о том, что зарплаты и пособия растут, а жизнь узбекистанцев из года в год улучшается, реальность свидетельствует об обратном. Кризис еще более усилил эту угрозу: большая часть трудовых мигрантов, уезжающих в сопредельные государства ранней весной, и возвращающихся с наступлением холодов, весной текущего года останется на родине.
Чтобы хоть как-то успокоить узбекское общество, напуганное данным обстоятельством, власти заявили о создании в стране новых рабочих мест.
По данным официальной статистики, в 2008 году в Узбекистане было создано около 661 тысяч новых рабочих мест, в том числе в сфере малого бизнеса - более 374 тысяч, сфере услуг и сервиса - около 220 тысяч, за счет надомного труда - 97,8 тысячи. Следующий год, по официальным данным, тоже стал урожайным. В 2009 году в Узбекистане было создано более 940 тысяч новых рабочих мест, из которых около 500 тысяч - в сельской местности. Свыше 390 тысяч новых рабочих мест возникло в сфере малого бизнеса, в том числе более 270 тысяч - в сфере услуг и за счет надомного труда - около 130 тысяч рабочих мест.
Если верить этим данным, то Узбекистан за два года создал более 1,5 миллиона новых рабочих мест. Приличное количество, которое должно было изменить картину по жителям страны, регулярно выезжавшим за ее пределы на заработки.
Но вне зависимости от победных реляций, правительство ведет активную работу по сокращению государственных расходов на социальную сферу. Денег из бюджета выделяется в физических объемах все больше, но с учетом инфляционных процессов (по официальной статистике 8-9 процентов, по данным независимых источников - на уровне 25-30 процентов), общий удельный вес социалки неминуемо сокращается.
Чтобы оптимизировать госрасходы, функции распределения пособий передали махаллинским комитетам (местным органам самоуправления). Но и здесь все не слава богу. С одной стороны, председатели комитетов должны давать взятку чиновникам за то, чтобы они увеличивали сумму на пособия, что свидетельствует о плохой статистике и отсутствии объективных цифр по малообеспеченным. С другой стороны, сами махаллинские комитеты распределяют пособия согласно субъективным симпатиям и антипатиям. То есть ближайшие родственники членов махаллинских комитетов будут получать пособия даже в том случае, если не нуждаются. А неугодные люди не получат, даже если начнут умирать голодной смертью.
Конец 2009 года ознаменовался еще одним президентским указом за номером 4158, согласно которому бывшие педагоги и врачи исключены из списка льготных категорий лиц, которым предоставляются ежемесячные компенсационные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг.
До 1 апреля 2003 года пенсионеры, имеющие педагогический стаж не менее десяти лет, а также работающие учителя имели право оплачивать лишь 50 процентов от суммы коммунальных платежей. В условиях постоянного роста тарифов такие льготы были ощутимой поддержкой.
Затем они заменились ежемесячной выплатой в размере 45 процентов от минимальной заработной платы. В настоящее время надбавка составляет 17 тысяч сумов (аналогичная сумма в долларах - 9 у.е). В результате, на пенсиях педагогов и врачей объявленное в декабре 2009 года повышение на 12 процентов пособий и зарплат не скажется, наоборот - многих ожидает снижение суммы и без того небольшого пособия.
Столь жесткое администрирование государственных расходов и их резкое сокращение может свидетельствовать о следующем: реляции о создании новых рабочих мест в Узбекистане не соответствуют действительности. В противном случае, социальные выплаты из-за расширения налогооблагаемой базы и появления новых налогоплательщиков, в худшем случае, остались бы на старом уровне. А в лучшем - могли бы и вырасти.
Не прекращаются попытки узбекских властей перевести на пластиковые карточки выплату пенсий и пособий. Из-за неразвитости рынка безналичных расчетов, деньги, попадающие на карточку, просто изымаются из наличного обращения. Такое положение вещей свойственно банковской системе Узбекистана.
Вывод вполне даже очевиден. Госбюджет трещит по швам и не справляется с тем объемом социальных выплат, который на себя взял.
Продолжение следует